ХРАМ-ЧАСОВНЯ ЕПИСКОПА ДАМАСКИНА И ИСПОВЕДНИКОВ КАТАКОМБНЫХ

Среда, 24.04.2024, 20:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Мои файлы

Церковь перед лицом отступления ч 2
25.02.2013, 10:42
Архиепископ Аверкий именовал веру в будущее счастье на земле "нео-хилиазмом" (хилиазм - древнее еретическое верование в тысячелетнее царствование Христа как земного царя). Он предвидел, что внешнее "экуменическое единство", которого добиваются "нео-хилиасты", будет организацией, которую антихрист признает и будет поддерживать. 
     Для архиепископа Аверкия современное "экуменическое движение" было свидетельством о распространении неверия в существование абсолютной Истины. Отсюда проистекает нежелание занимать какую-либо определенную позицию и слабовольное примирение со злом или даже оправдание его, и все что во имя самых поверхностных представлений о "христианской любви" и "мире". Архиепископ Аверкий выразил это следующим образом: 
     "В наше время, когда существуют столь сильные сомнения относительно даже самого существования Истины, когда каждая "истина" почитается относительной и считается вполне нормальным, что каждый человек придерживается "своей истины", борьба за Истину приобретает особенно важное значение. И тот, кто не сочувствует этой борьбе, тот, кто видит в ней лишь проявление "фарисейства" и предлагает взамен "смириться" перед ложью, отпав от Истины, естественно, должен считаться предателем Истины, кем бы он себя не считал и как бы не называл". 
     Те, кто всю свою надежду полагают в этом мире, обязательно вынуждены или впадать в отчаяние, или не замечать растущего вырождения во всех формах общественной жизни. Релятивизм и нерешительность таких людей лишь помогают высвобождению сатанинских сил в последнее время. Как подчеркивал архиепископ Аверкий: 
     "Слуги сатаны" или, что одно и тоже слуги грядущего антихриста пользуются духовной слепотой большинства современных людей и упрямо и настойчиво делают свое дело с поистине сатанинской энергией. И специальными усилиями, и всеми доступными способами, с помощью тех средств, которые попали под их контроль, они привлекают к себе последователей, которые сознательно или бессознательно, желая того или не желая, сотрудничают с ними, создавая в мире условия и обстоятельства, подходящие для очень близкого пришествия антихриста как владыки всего мира и господина всего человечества". 
     В другом месте Архиепископ Аверкий пишет на ту же тему: 
     "Основная задача служителей грядущего антиxpистa состоит в том, чтобы разрушить старый мир со всеми его представлениями и "предрассудками", с тем, чтобы построить на его месте новый мир, способный принять своего приближающегося "нового господина", который займет в глазах людей место Христа и даст им на земле то, чего Христос не дал им... Нужно быть совершенно слепым духовно, совершенно чуждым истинному христианству, чтобы не понимать всего этого!"

Второй уровень

     На втором уровне Отступления, как это описывает Архиепископ Аверкий, православные церкви, ступая "в ногу со временем", откажутся от некоторых традиционных форм церковной жизни и экклесиологических положений, которые они сочтут "несовременными", и также отпадут от Предания, содержащего в себе силу истинного христианства. Таков один из путей превращения подлинного Православия в мирское фальшивое "православие". Сущность Православия не может сохраниться там, где утрачено то, что прежде окружало эту сущность. 
     Архиепископ Аверкий следующим образом объясняет, почему Православная Церковь, по слову св. Афанасия Великого, не должна служить времени: 
     "Церковь никогда не подчинится миру, никогда не пойдет на компромисс с ним. Конечно, ведь Господь сказал Своим ученикам на Тайной Вечере: "вы не от мира". Если мы хотим остаться верными истинному христианству, мы должны держаться этих слов - подлинная Церковь Христова всегда была , есть и всегда будет странницей в этом мире. Отделенная от него, она способна передать Божественное учение Господа неповрежденным, потому что эта отдаленность сохраняет ее неизменной, т.е. подобной вечному и неизменному Богу". 
     Однажды, в начале шестидесятых годов, один семинарист услышал, как Архиепископ Аверкий очень долго ходил по коридору семинарии. Наконец, семинарист подошел к нему и спросил его, не случилось ли чего-нибудь. 
     - Брат, - ответил все еще погруженный в свои размышления праведный иерарх, - термин "Православие" потерял свой смысл, от того что неправославие прикрывается маской Православия. Поэтому нужно выдумать новое слово для обозначения того, что мы называем православием, точно также как некогда нужно было создать слово "Православие" - и это не так легко. 
     Архиепископ понимал, что по разным причинам Православные церкви и главы церквей не сохранили принадлежащую иному миру основу Православного Предания, которое передавалось от отца к сыну непрерывно на протяжении веков. Он писал об этом так: 
     " Там, где прервана преемственная духовно-благодатная связь со святыми Апостолами и их преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами, где введены разные новшества в веро- и нравоучении с целью "идти в ногу со временем", "прогрессировать", не отставать от века и приспособляться к требованиям и моде мира сего, во зле лежащего, - там не может быть и речи об истинной Церкви". 
     Эти "нововведения" иногда являются попыткой смягчить резкое отрицание этого мира Православием или сделать Православие менее "странным" в глазах окружающих. Архиепископ Аверкий пишет, что сама эта позиция чужда Православию, поскольку "Православная вера учит тому, как строить свою жизнь в соответствии с требованиями христианского совершенства, тогда как инославие берет от христианства лишь немногое и лишь настолько, насколько это совместимо с требованиями современной культурной жизни". Сделав ниже высочайший эталон православной аскетической брани это значит отнять у христиан средство к самоочищению, т.е. утратить самую возможность спасения через покаяние, если христианин отказывается от следования этому образцу по духу, если не по букве. Это подрыв основ Православия, которое, по свидетельству архиепископа Аверкия, является "аскетической верой, которая зовет к подвигам во имя искоренения греховных страстей и насаждения христианских добредетелей". 
     В других случаях Предание подвергается расчленению и изменению и начинает уже питать гордыню современных "богословов", которые, будучи оторванными от непосредственно переданной, живой традиции, стремятся найти "новые пути православного богословия", чисто интеллектуальным путем "переделать историю" и "восстановить" православные обычаи во имя искусственного пуризма. Они шумят, пишет архиепископ Аверкий, о том, насколько существенно важно "обновить Православную Церковь", о каких-то "реформах в Православии", которое, по их голословному утверждению, "застыло", "находится при смерти"... Эта новая порода "православных" на самом деле не что иное как современные "схоластики". Они "богословствуют", не имея правильного чутья традиционной церковной атмосферы, в которой воспитывались святые. "По их плодам узнаете их" (Мф. 7; 20); традиционное Православие, со всеми своими мнимыми "наслоениями" и "искажениями", питало святых даже уже в наше время; "вновь открытое" или "воскрешенное" Православие, со всеми своими призывами становиться все чище и все ученее, породило, в лучшем случае, неглупых людей. Духовное бессилие последних - это результат того, что их "богословы" "лучше знают", нежели современные живые хранители православной святости. 
     "Идя в ногу со временем", Церковь может также утратить силу Православия, если ей овладеет дух модного "экуменического движения", которое, как мы уже видели, свидетельствует о мировом отступлении. Поэтому в разных своих работах Архиепископ Аверкий говорил: 
     "Разрушительный дух отступления уже проник в нашу Православную Церковь, самые высокие иерархи которой открыто заявляют о пришествии своего рода "новой эры" и цинично предлагают отказаться от всего прошлого, поскольку они собираются в какую-то совершенно "новую церковь" в близком "экуменическом контакте и единодушии" со всеми отступниками от правой веры и Церкви... Вожди экуменического движения лишь недавно стали совсем откровенно высказываться, а ранее занимались бессовестным "пусканием пыли в глаза", заявляя, будто они входят в "экуменическое движение" с целью "свидетельствовать перед инославными истину Святого Православия". Теперь же, как это явствует из часто сообщаемых международной прессой их выступлений, они становятся предателями этой святой истины".

Третий уровень 

     И, наконец, Православные церкви достигают третьего уровня Отступления, когда, сохраняя все традиции и предания того, что они называют "истинным Православием, они также теряют бесценную "силу" своей веры, и к ним проникает зараза духа мира сего уже под видом духовности. Это проявляется: 1) в утрате первоначальной христианской любви, без которой все предания становятся в осуждение, а не источниками благодати, и 2) в употреблении внешних обрядовых форм и всего, что задумано было для того, чтобы пробуждать памятование о мире ином в мирских целях. Из этого рождается новая форма (фальшивого "православия", на этот раз еще более тонкая, скрытая, потому что может облекаться в одежды Истины. Ниже будут описаны признаки этого Отступления, которые, однако, могут проявляться и на втором уровне. 

  

   

ПАРТИЙНАЯ ПОЛИТИКА

 

     Архиепископ Аверкий видел, что когда утрачена сила Православия, и к Церкви относятся как прежде всего земной организации, принадлежность к мистическому Телу Христа начинает смешиваться в сознании людей с членством в той или иной церковной партии. Тогда позволительным становится разрушить жизнь человека под предлогом "чистки в Церкви", если этот человек этой организации не выгоден. В этих условиях клирики, миряне и монахи натравливаются друг на друга, начинают друг друга ненавидеть и между ними начинается вражда во имя охраны мирских интересов их церковных партий. Одна церковная группировка может отклониться от другой и стремиться узаконить свое положение любыми юридическими и каноническими аргументами. Различные партии могут соединяться в "супер-партии" с тем, чтобы чувствовать себя более каноничными; они могут говорить о своем внешнем единстве, как будто оно и составляет подлинно духовное единство Церкви. Но они выдают себя в том, что объединение их чисто политическое, когда они вновь распадаются или ведут полемику с теми православными группами, которые не присоединились к их организации. 
     Это - "партийное сознание". Те, кто обладает "партийным сознанием", могут утратить свое представление о святости, прославляя церковных деятелей, которые в первую очередь "признаются" своей определенной партией или являются их самыми выдающимися глашатаями. "Каноничностью" (этим основным оружием в полемике между партиями) начинают произвольно манипулировать и ошибочно смешивать ее с "признанием" одной партии другими партиями. Как следствие, тот кто ведет наиболее эффективную пропаганду, тот и становится более "каноничным". 
     У архиепископа Аверкия это явление, названное им "партийной политикой", вызывало отвращение. Он видел, что оно по своей сути чуждо христианству. 
     Хотя партийная политика действительно достигла вершины своего развития в эти последние времена, когда "во многих охладела любовь" (Мф. 24; 12), "партийное сознание", однако, не является, конечно, абсолютно новым для нашего времени: это результат всеобщей тенденции падшей плотской стороны человека. Даже св. Павел сталкивался с этим, когда он писал Коринфской церкви: "...у вас говорят: "я Павлов", "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? Ибо, когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?" ( 1 Кор. 1; 12-13). 
     Сделать Церковь орудием политических интриг, говорил Архиепископ Аверкий, значит "подчинить вечное преходящему, небесное земному, святое греховному". В статье "Святая ревность" он писал следующее: 
     " Но есть также и фальшивая, лживая ровность, под маской которой скрываются кипящие человеческие страсти - чаще всего гордость, любовь к власти и к почестям и интересы партийной политики подобные тем, которые играют ведущую роль в политической борьбе и которой не может быть места в духовной жизни, в общественной жизни Церкви, но которые, к несчастью, можно часто встретить в наше время и которые являются главными возбудителями всевозможных ссор и нестроений в Церкви. Сами те, кто их разжигает и руководит "политикой", часто притворяются борцами "за идею", но в действительности стремятся добиться лишь своих личных целей, стремятся угодить не Богу, но своему самодовольству и ревнуют не о славе Божией, но о своей славе и о славе своих сподвижников и членов своей партии. Все это, конечно, глубоко чуждо подлинной святой ревности, все это ей враждебно и является греховным и преступным, потому что компрометируют нашу святую веру и Церковь!" 
     "Церковь, - подчеркивает архиепископ Аверкий в другом месте, - дана нам для спасения наших душ и ни для чего больше! Мы не можем делать Ее своим орудием или превращать Ее в арену для разгула своих страстей ради достижения личных наших целей". 
     По мнению архиепископа Аверкия, всякая политика бесполезна, независимо от того, какая бы партия ее не производила. Едва ли она стоит того, чтобы становиться монахом, отдавать ей всю жизнь, лишаясь возможности вступить в брак и иметь семью. По иронии судьбы, именно то, что архиепископ Аверкий не имел ничего общего с "политиками", и сделало его их жертвой. Он был лишен постоянного членства в своем совете епископов, так как он отказался руководствоваться "партийной линией", а не своей совестью. Осознавая, что партийная политика проникла не только в другие группы, но и в его собственную, он однажды сказал одному из своих бывших семинаристов: "Не следует ли из этого, что благодать Святою Духа покидает наш Синод?" 
     Остается удивляться, почему архиепископ Аверкий говорил столь открыто об этом "не вдохновляющем" явлении партийной политики. Не лучше ли сделать вид, что других православных групп вообще не существует и сосредоточить все внимание на своем круге людей? Нет, для архиепископ Аверкия это было бы отказом от ответственности, лежащей на нем как на преемнике Святых Апостолов. Партийная политика отравляет Православие, мешает исполнению Его миссии в странах свободного мира, отвращает недавно обращенных от веры и заставляет верующих слушать не слова Христа, а шепот сатаны. Хранить молчание было бы преступлением, потому что, если не говорить об этом открыто, то как могут обнаружить сущность Православия, находящегося выше всяких партий, те, кто находится в духовном поиске? Как они смогут ощутить живую реальность истинной Церкви, которая, как сказал архиепископ Аверкий, является "теснейшим духовным союзом всех правильно верующих во Христа" ? 
     "Только святая ревность по Боге, о Христе, - писал Архиепископ, - без всякой примеси хитрой и двусмысленно коварной политики, должна руководить нами во всех наших делах и поступках". 
 
Категория: Мои файлы | Добавил: Admin
Просмотров: 466 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [13]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0