Единение в Истине – единение со Христом. Единение с примесью лукавства – единение с Сатаной. «Идет князь мiра сего, и во Мне не имеет ничего». (Иоан.14:30) Всё чаще поступают ко мне письма от клириков и мiрян, которые по разным обстоятельствам вынуждены были по сей день оставаться в структуре РПЦЗ (МП), но душою ищут выход из удручающего их положения. Также поступают вопросы от так называемых "осколков” – анти-униатов, которые со скорбью и в недоумении спрашивают: «Неужели нельзя присечь всё усугубляющееся дробление и недоброжелательное отношение иерархов и священнослужителей друг ко другу?» В последние годы, как в России, так и за рубежом, появились, увы, различные "осколки” и раскольнические группы, не признающие друг друга, некоторые даже со своими митрополитами, все претендующие на то, что они – «единственная» правильная церковь. Требуют безпрекословного повиновения, некоторые даже запрещают задавать вопросы! В одной такой церковной структуре, например, даже произошло разделение: часть верующих признаёт нас законными служителями Русской Православной Церкви Заграницей, признают они также и законность РИПЦ, которая помогает нам в восстановлении зарубежных епархий и церквей; остальные, в той же структуре, включая руководителей, высмеивают нас. Говорят: «Не ходите в "их” церкви. Не читайте "их” литературу». Продолжают порочить нас и других с целью перетянуть верующих к себе. Нет, дорогие братья и сестры во Христе, у Истинной Церкви нет нужды унижать других, чтобы выдвигать себя. Она выдерживает всякую критику, с кротостью переносит всякую клевету. Не мстит, а молится за гонителей. Вопрошающим не запрещает высказываться, а руководствуется наставлением Св. Апостола Павла: «Cлово ваше да бывает всегда во благодати, солью растворено, ведети, како подобает вамединому комуждо отвещавати» (Кол.4:6). Мы всегда должны быть готовы дать каждому единомуответ о нашей вере, о нашем уповании. Хитрец искони, могущий превратиться в «ангела светла», способен и на то, чтобы употребить нашу ревность по церковной истине для раздробления Церкви, если мы дадим ему место по нашим страстям: гневу, осуждению, лукавству, самооправданию, любоначалию... «Аз на сие родихся, и на сие приидох в мiр, да свидетельствую истину», – сказал Господь Пилату. И при этом добавил: «И всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего» (Иоан.18:37). Так вот эти «истинные поклонницы» (Иоан.4:23) задают нам краеугольный вопрос: где правда, прямота, честность, чтобы нам знать, за кем идти? Во всех отзовется болью рассуждение одной верующей женщины: «Уж больно надоело видеть везде кривизну. В советские времена мы боялись разговаривать со своими соседями. Наконец, перемена, свобода. Мы все хлынули, как мы думали, в свободную от советского гнета церковь, но увидели, что здесь продолжается та же советская политика. Даже хорошие священники раболепно оправдывают еретический уклон своего начальства. За границей, наконец, нашла в церкви семейный уют. Но недолго продолжалась моя духовная радость – потеряла я даже близких мне друзей, которых заманила эта хитросплетенная уния с МП. Переборола моё внутреннее разочарование и опять пошла искать благодатную Церковь. И что же? Опять встречаю священнослужителей, которые в глаза говорят о своей стойкости в истине, а за спиной говорят другое, при закрытых дверях делают какие-то договоры, единятся с теми, у которых своё искаженное учение о благодати, о ереси экуменизма, сергианства. Неужели больше нет честных служителей Истины?» Помню, как у приснопамятного Архиепископа Аверкия (Таушева) был обычай во время монастырской трапезы преждевременно приостанавливать чтение жития святых и рассказывать о современном положении Церкви. Неоднократно он говорил, что «в Церкви не может быть не только никакого компромисса с этим мiром, во зле лежащим, но вообще никакого новшества. Церковь – это полнота. Святый Дух чрез Святых Отцев дал нам всё, что нам нужно. Не уходить нам следует от тех, кто говорит, что мы сейчас живём в новом веке и поэтому должны идти в ногу со временем, а бежать от них!» Единение "осколков” – дело хорошее и желательное, но только в безкомпромиссной правде. Компромисс – это НЕ «средняя линия», умеренность или икономия. Это УЖЕ отступление и лукавство! С кем или с чем бывает компромисс? Разве может Истина пойти на компромисс с Истиной?! Чуждый Богу и Церкви компромисс часто, как тайно подсыпанный в еду яд, преподносится верующим в съедобном виде: «Мы не принимаем еретическое учение наших собратьев, но мы считаем, что это их личное мнение». (Где и от кого мы это уже слышали??) Наша святая обязанность – ограждать Церковь Христову от неправды и соблазна в любом виде. Мы не только молимся о единении, но и действуем в этом направлении. Как радостно было бы, особенно в эти спасительные дни, едиными устами и единым сердцем прославить воскресшаго из гроба Христа Жизнодавца! Есть те, которые приглашают нас на переговоры без всяких предварительных условий.Нет. Наши предшественники Митрополиты Анастасий, Филарет, Виталий, Архиеп. Аверкий и другие столпы никогда не шли на такие «условия». (Синод РПЦЗ (МП) показал всем, куда такое условие заводит Церковь.) Одно предварительное условие всегда должно быть: «со страхом Божиим, во свете Христовой Истины»! «Жемчужиной», о которой говорил Святитель Иоанн Шанхайский, может быть только та Церковь, которая сохранит свою Целостность и Непорочность. +Епископ Стефан, Третонский и Северо-Американский
|