ВНИМАНИЮ КАТАКОМБНИКОВ! ГОНЕНИЯ НАЧИНАЮТСЯ. СМОТРИТЕ НА ФОТО. - 7 Апреля 2016 - Храм-Часовня

ХРАМ-ЧАСОВНЯ ЕПИСКОПА ДАМАСКИНА И ИСПОВЕДНИКОВ КАТАКОМБНЫХ

Суббота, 10.12.2016, 04:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2016 » Апрель » 7 » ВНИМАНИЮ КАТАКОМБНИКОВ! ГОНЕНИЯ НАЧИНАЮТСЯ. СМОТРИТЕ НА ФОТО.
03:34
ВНИМАНИЮ КАТАКОМБНИКОВ! ГОНЕНИЯ НАЧИНАЮТСЯ. СМОТРИТЕ НА ФОТО.

Есть у нас в Церкви группа людей (таких себе особых «ревнителей» православия), возложивших на себя «миссию» охранять православную веру от разного рода ересей, лжеучений, нововведений, «экуменических измен» и других вызовов и угроз, с которыми сталкиваются сегодня православные верующие.

Само по себе такое рвение можно только приветствовать, если не одно но… К великому сожалению, нередко это рвение бывает и не по разуму. Говоря точнее, по какой-то неведомой мне причине очень часто мы, православные, выдаем желаемое за действительное и принимаем ложные угрозы за «реальные» случаи измены Истине. Не нужно прилагать очень много усилий для того, чтобы привести несколько характерных примеров мнимого исповедничества из истории Церкви.

Так, например, чего только стоит спор, возникший в XVII веке, по поводу того, как нужно складывать пальцы руки для осенения себя крестным знамением. Второстепенный вопрос обрядовой практики, не имевший никакого вероучительного  значения, обернулся трагедией для сотен тысяч людей, которые готовы были отбывать ссылку, идти на смерть, устроить церковный раскол, только бы не перекреститься щепотью. Причем никакие аргументы в пользу того, что практика троеперстного крестного знамения является обычной для восточных Православных Церквей, не имели для этих людей убедительной силы.

Да что там история? Давайте вспомним недавнее прошлое, когда волна борьбы с ИНН буквально захлестнула сознание некоторых наших братьев по вере. Какие только аргументы не приводили они в пользу своей позиции, чем только не пугали православных людей… И что в итоге? Спустя некоторое время многие из них уже забыли об этой проблеме и теперь ведут себя так, как будто ничего и не было вовсе. Нынче на повестке дня другие угрозы: последний хит, затмивший собой даже проблему биопаспортов, – это «экуменическое предательство» Патриарха Кирилла, которое он якобы совершил в Гаване.

Хотя, если говорить откровенно, эта тема кажется мне до такой степени неинтересной, что даже не вызывает желания комментировать аргументы наших оппонентов касательно канонических запретов на совместную молитву с еретиками, которой на самом деле и не было. Не хочется мне брать на себя и роль адвоката нашего Патриарха, т. к., на мой взгляд, авторитет Кирилла достаточно высок и не требует того, чтобы его защищал иеродиакон из украинской глубинки. Так что в этой статье мне бы хотелось в контексте упомянутых нами страхов поговорить немного о другом, а именно – о преподобном Максиме Исповеднике.

Так при чем здесь прп. Максим Исповедник?

На самом деле очень часто так называемые ревнители православия отвечают на упреки в излишнем накручивании ситуации примером исповедничества прп. Максима. Мол, посмотрите, как преподобный стоял за Истину. Вплоть до того, что остался в Церкви практически один из тех, кто исповедовал православие, отказавшись принять ересь монофелитства. Однако, судя по контексту, в котором приводится пример подвига прп. Максима, те, кто на него ссылаются, очень плохо знают и его труды, и его жизненный путь.

Начать нужно с того, что прп. Максим был выдающимся мыслителем своего времени, VII века нашей эры, своего рода – Аристотель, Платон, Коперник, Галилей, Эйнштейн и т. д. Он обладал прекрасным образованием и никогда не позволял себе размениваться по мелочам. Это значит, что его волновали действительно реальные искажения православной веры, которые могли бы нанести Церкви непоправимый ущерб, фактически изменив ее природу. Таким искажением, собственно, и была ересь монофелитства – ересь, кардинальным образом искажающая христологию и христианскую антропологию и потому грозившая лишить Церковь ее спасительного предназначения.

А вот вопрос филиокве, например, занимал прп. Максима не так сильно, как это хотелось бы нашим борцам с католическими искажениями веры. Максим Исповедник даже допускал вполне приемлемое для православных толкование этой вставки в Символ Веры.

Делал он это не потому, что не знал канонического определения св. отцов Вселенских Соборов, запрещающих что-либо добавлять к Символу Веру, а оттого, что не боялся рассуждать вслух, не опасался публичной богословской дискуссии, привык думать, анализировать и расставлять приоритеты в решении тех или иных спорных вопросов веры. В конце концов, потому что понимал истинные причины возникновения филиокве, вставки, которая изначально была направлена против ереси пневматомахов и ариан. Т. е. прп. Максим изначально ставил задачу разобраться в истинных причинах возникновения этого (и не только этого) богословского нововведения. Церкви же понадобилось несколько столетий для того, чтобы отторгнуть филиокве как ненужное дополнение к Символу Веры.

Собственно, поэтому прп. Максим и написал такое большое количество трудов, ставших настоящей сокровищницей святоотеческой мысли, в которых более чем убедительно обосновал свою правоту и раскрыл суть православной христологии и антропологии.

И даже невзирая на то что ему пришлось претерпеть серьезные испытания в процессе исповедания православной веры, преподобный никогда не был борцом против церковной иерархии: «Принцип ее был свят для него. Епископу Феодосию он говорит, что Бог поставил в Церкви апостолов, пророков и учителей (Ефес. 4:11)… Другими словами, для прп. Максима само собой разумелось, что иерархический принцип вытекает из природы Церкви; он необходимое требование ее организации как религиозного союза, соответствует принципам и заветам Христа и в корне своем есть Его непосредственное установление» (1).

В этом смысле вряд ли бы прп. Максим был канонизирован Церковью и вообще остался в истории православия, если бы с ходу, огульно начал обвинять своих оппонентов в ереси и заблуждениях. Как и любой нормальный человек, он понимал, что ВОЗМУЩЕНИЕ ЕЩЕ НЕ ЕСТЬ ПРИЗНАК ПРАВОТЫ. Правоту нужно еще уметь доказать и обосновать. Причем лучше всего сделать это так, чтобы не смутить людей маловерных, неискушенных в богословских тонкостях.

Миссия или стремление к самоизоляции?

А что делают наши ревнители, высказываясь о встрече в Гаване? Выдумывают какие-то измены и молитвы с еретиками, сводя к абсурду канонически запреты по этому поводу. Ибо запрет на совместную молитву с еретиками (молитвенное общение) является запретом на участие в их обрядах, богослужении и общении в Таинствах, но не подразумевает абсолютный запрет на общение (именно на это слово в конкретном каноне обращается особое внимание) с людьми другой веры или людьми неверующими.

И действительно, если уж говорить об абсолютном запрете молитвы в присутствии еретиков, иноверных и неверующих, то православным придется дружными колоннами выйти из городов и удалиться в места столь отдаленные, куда еще не ступала нога иноверца. Или надо отгородиться стеной от остального мира и загнать себя в «православные резервации», где мы будем блюсти чистоту веры и благочестия. А то как же тут устоишь в православии, если кругом одни изменники и еретики? Куда ни зайдешь – в маршрутку, магазин, в аптеку, в школу, в университет, не говоря уже о «Фейсбуке» – кругом мерзость запустения и торжество беззакония. И как только это все Земля носит? Уже и не помолишься нигде по-православному. И действительно, не будешь же в маршрутке выяснять, кто какую веру исповедует, перед тем как начать совершать Иисусову молитву, например?

И, кстати, если продолжить «логику» сторонников «чистоты» веры, то она неминуемо приведет  нас к тому, что сделает Бога виноватым во всех тех нестроениях и отступлениях от чистоты православия, которые происходят в окружающем нас мире. Ведь именно Господь попускает беззакония, творящиеся вокруг нас ежечасно и ежедневно. Не правда ли странно выглядит с этой точки зрения медлительность Господа, Который не спешит  испепелить огнем неугасимым еретиков и прочих отступников от истинной веры, в то время как мы обороняемся от многочисленных нападок на православие?

Только вот эта логика как-то не сочетается с учением Христа о любви к людям и даже о любви к врагам. А стремление к самоизоляции не состыкуется с  призывом Господа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). И знаете, почему логика наших «ревнителей» не сочетается с учением Христа? Да потому, что Господь – Благ и человеколюбец и: «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Т. е. Он хочет, чтобы мы несли истину православия, Благую Евангельскую весть всем народам, всем людям, невзирая на их веру или неверие.

Да, мы, православные, обладаем полнотой Истины! Но это обязывает нас не замыкаться в своем узком кругу, мол, давайте будем молиться, а все остальное Господь за нас Сам устроит. Не устроит, а, скорее, скажет, как и иудеям, о том, что: «...сыны царства извержены будут во тьму внешнюю…» (Мф. 8:12).  Так оно и случится, если мы будем бездействовать в миссии, устраивать склоки, причем чаще всего без какого-либо на то основания, подозревать друг друга в измене и презирать окружающих нас людей. И это не голословное утверждение. Так уже было в нашей  истории.

А иначе чем можно объяснить то, что в начале XX века Господь попустил буквальный разгром Церкви? Причем случилось это в то время, когда миллионы верующих, десятки тысяч клириков и монахов ежедневно молились на Литургии: «О богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея… О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных…»?

Объяснить эту трагедию, которая случилась с Православной Церковью в России в начале XX века, можно в том числе и тем, что значительная часть христиан того времени утратила истинное понимание смысла спасения во Христе, забыла о жизни в Духе Святом, стала «солью, потерявшей силу». Именно это теплохладное состояние христиан своего времени  констатировал свт. Игнатий Брянчанинов: «У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символы первобытной Церкви; но все это мертвое тело, в нем мало жизни».

А немного позднее о грядущей катастрофе, которая может разразиться по  причинам, указанным свт. Игнатием, предупреждали и другие наши святые, например, праведный Иоанн Кронштадтский: «Молись Богу с кровавыми слезами о общем безверии и развращении России, – предупреждал он своих соотечественников. – Маловерие, неверие или потворство ему пронизало все слои русского общества – саму императорскую власть, министров, чиновников, офицеров, высшую церковную иерархию, профессоров академий, университетов и всех высших, средних и низших заведений вместе с их учениками».

Для того чтобы этого больше не произошло, чтобы мы не стали «солью, утратившей силу», нужно наше благочестие выражать не только во внешних формах церковной религиозности и мнимого благочестия, ибо «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

И воля эта предполагает то, что мы должны открыться миру, участвовать в диалоге с людьми другой веры и чуждых нам убеждений. Мы обязаны донести до них Истину Православия. Призыв Церкви «…Приимите, ядите: сие есть Тело мое…» (Мф. 26:26) должен быть услышан не только внутри православного храма, но и за оградой Церкви. И в этом смысле те действия, которые предпринимает Патриарх Кирилл, вполне вписываются в евангельский, миссионерский контекст. Вот только, увы, миссионерство – это не самая сильная сторона нашей Церкви. И это наша беда, а не достижение.

В первую очередь нам нужно думать о том, как сломать эту негативную тенденцию по отношению к осуждению миссионерства и открытости обществу, а не осуждать огульно наших иерархов за их контакты с нашими заблудившимися инославными братьями.

И последнее: хотелось бы, чтобы все, кто будет читать этот материал, а особенно те, кто отрицает возможность общения с еретиками и людьми заблудившимися, ссылаясь при этом  на текст из Священного Писания: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…» (Пс. 1), ознакомились с нижеприведенным мнением великого учителя и святителя Церкви Иоанна Златоуста, который, к слову, знал Библию лучше многих из нас:

«…Если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством… – говорит св. Иоанн Златоуст. – И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего… Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие… А я обещаю со всею уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собою заботу о спасении погибающих в городе, то последний скоро исправиться весь… Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство…» (2).

«…Велика сила проповеди… – продолжает святитель. – Как искра, когда коснется дров, зажженное ею делает новым источником огня, и таким образом простирается дальше и дальше, – так и проповедь. Но Господь сказал не об огне, а о закваске. Почему же? Потому что там не все зависит от огня, но многое и от зажженных дров; здесь же закваска все производит сама собою. Если же двенадцать человек заквасили целую вселенную, то размысли, как мы худы, когда, не смотря на всю свою многочисленность, не может исправить оставшихся, мы, которых по надлежащему было бы довольно стать закваскою для тысячи миров! Но то, скажешь, были апостолы. Что же из того? Не находились ли они в одинаковых с тобою обстоятельствах? Не в обществах ли жили? Не ту же ли несли участь, не занимались ли ремеслами? Разве ангелы они были? Разве с неба сошли? Но, скажешь, они имели дар чудотворения. Но не по чудотворениям они сделались сами чудными. И долго ли эти чудеса будут служить для нас прикрытием нашего нерадения?.. Кто ведет превосходную жизнь, тот привлекает к себе и благодать чудотворения. А приемлющий благодать приемлет для того, чтобы исправлять жизнь других…» (3).

Иеродиакон Иоанн Курмояров

 

ОТ РЕДАКЦИИ. ЭТУ АХИНЕЮ И ПРОРОЧЕСТВО О НАЧАЛЕ ГОНЕНИЙ НА ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ПРОТИВНО ДАЖЕ КОММЕНТИРОВАТЬ. ЧИТАЮЩИЙ ДА РАЗУМЕЕТ. УХОДИТЕ ИЗ ГОРОДОВ В ГЛУХИЕ ДЕРЕВНИ И СОЗДАВАЙТЕ ОБЩИНЫ ПО ПРИМЕРУ КАТАКОМБНЫХ ОТЦОВ-ИСПОВЕДНИКОВ.

Просмотров: 57 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0