2) Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей от 17/30 октября 1935 г. о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии-Премудрости Божией.
" 1) Признать учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии- Премудрости Божий еретическим.
2) Сообщить о настоящем определении Собора Митрополиту Евлогию, с просьбой сделать увещание протоиерею Булгакову на предмет побуждения последнего к публичному отречению от своего еретического учения о Софии и о последующем сообщить Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей.
3) В случае нераскаяния прот. Булгакова состоявшееся определение Собора об осуждении софийной ереси довести до сведения всех Автокефальных Церквей"
Из работ, опровергающих ересь софианства, нужно, прежде всего, назвать книгу Архиепископа Серафима (Соболева) "Новое учение о Софии- Премудрости Божией". София, 1935 г. Это - "самый крупный в XX в. - не только по объему (525 с.), но и по содержанию - критический труд о софиологии архиепископа Серафима" ("Богословские Труды", 27, М., с. 61).
Кроме этой книги приснопамятный Святитель Серафим посвятил этому вопросу и другой труд - "Защита софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви". София, 1937 г.
Обе книги, написанные в святоотеческом духе, не оставляют камня на камне от софианской ереси Булгакова и Флоренского.
Решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей, осудившее лжеучение прот. С. Булгакова, было основано на серьезнейшем богословском анализе Архиепископа Серафима. Поэтому утверждение софианцев о том, что Архиереи, признавшие Булгакова еретиком, не читали его сочинений, представляет из себя голословную ложь.
Заведомо ложным является и утверждение клирика Московской Патриархии игумена Андроника (Трубачева), родственника и популяризатора Флоренского, о том, что "в Русской Зарубежной Церкви почитание мученической кончины священника Павла Флоренского установлено в 1981 году. Его имя и изображение находятся на иконе новомучеников. Особенно отец Павел почитается как мученик в братстве преподобного Германа Аляскинского (Калифорния)..." (ЖМП, №12, 1990 г., с. 31).
За восемь месяцев до этой публикации Русская Православная Зарубежная Церковь в лице Ее Первоиерарха Митрополита Виталия сделала следующее заявление по поводу мнимого прославления свящ. Павла Флоренского: "Редакция настоящего Вестника от имени Архиерейского Собора и Синода заявляет совершенно категорически, что Русская Зарубежная Церковь и подумать не хотела и не могла решиться на такое прославление. Произошла какая-то очень досадная ошибка у нас чисто иконографического характера. На иконе Новомучеников Российских было начертано имя Павла Флоренского без изображения его самого.
... если подвергнуть критике книгу о. Павла Флоренского с претенциозным названием "Столп и утверждение истины" и другие его труды с таким же безпристрастием, то перед православным читателем предстанет лик этого незаурядного иерея с мятущейся душой, бросившегося в море богословствования без компаса и плывущего к никому, и ему самому неизвестному, пристанищу". (Митрополит Виталий, "Православный Вестник", ежемесячный печатный орган Русской Православной Церкви за границей. №30/31, США и Канада, с. 5-6).
Что же касается братства преп. Германа Аляскинского, где, по словам игумена Андроника, "особенно почитается отец Павел", то необходимо сказать, что братство это более не существует, а бывший его игумен Герман (Подмошенский) лишен своего сана "за нарушение целого ряда канонических правил и за проявление гордости, самомнения и непослушания своей канонической церковной власти" (Протокол №74 заседания Пресвитерского отдела епархиального совета Западно-Американской епархии, в качестве Духовного Суда, от 16 июня 1988 года, под председательством преосвященного Лавра, Архиепископа Сиракузского и Троицкого, по делу лишения сана игумена Германа (Подмошенскаго). "Церковная Жизнь" №№3-4, Нью-Йорк, 1988, с. 80). Кроме того, в протоколе Духовного Суда говорится, что "игумен Герман самовольно ушел из юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, примкнув к неканонической юрисдикции некоего митрополита Панкратия, и, будучи под церковным запрещением, начал совершать богослужения" (там же, с. 80).
Это не мешает Московской Патриархии оказывать знаки внимания изверженному из сана Глебу Подмошенскому и популяризировать в России издаваемый им "Русский Паломник". Неудивительно, что Подмошенский (бывший игумен Герман) особо почитает Павла Флоренского, и, в свою очередь, распространяет софианские идеи последнего в России.
Впрочем, Московская Патриархия и сама уже долгое время усиленно популяризирует лжеучения свящ. Павла Флоренского и прот. Сергия Булгакова. О них говорят и пишут многие иерархи МП, среди них теперешний Патриарх Алексий II (Доклад на VIII генеральной Ассамблее КЕЦ, ЖМП, №1, 1980), митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимiр, бывший ректор МДА (магистерская диссертация в "Богословские Труды" сб. 21; выступление в МДА 22 февраля 1982 г. - ЖМП, №4, 1982 г.); Митрополит Минский и Гродненский Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, бывший ректор МДА; митрополит Питирим, председатель Издательского отдела МП: ("Богословские Труды" сб. 5; ЖМП №4, 1969; ЖМП, №1, 1975, доклад в Упсале; ЖМП, №4, 1982); митрополит Смоленский Кирилл, бывший ректор ЛДА (ЖМП, №7, 1982).
Перечень пишущих о Флоренском и Булгакове в Московской Патриархии можно продолжить многими именами священнослужителей, профессоров и преподавателей МДА и ЛДА (в настоящее время - Петербургская Духовная Академия). Назовем лишь некоторые из них: архимандрит Платон (Игумнов), профессор МДА (кандидатская диссертация, Троице-Сергиева Лавра, 1979; ЖМП, №10, 1989); М.А. Старокадомский (ЖМП, №№4, 8, 1969); протоиерей Иоанн Козлов, А.И. Георгиевский ("Голос Православия", №2, 1971); архимандрит Иннокентий (Просвирнин), игумен Андроник (Трубачев); архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), свящ. Владимiр Федоров (оба они - преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии) и многие, многие другие клирики Московской Патриархии.
Приведенный список достаточно красноречиво свидетельствует о роли МП в деле насаждения софианских идей в России.
К тому же, Журнал Московской Патриархии (ЖМП) до последнего времени был по сути единственным, советскими властями позволенным духовным чтением миллионов православных людей в России, не имеющих, как правило, не то что каких-либо богословских знаний, но и лишенных простой катехизации. И вот со страниц этого журнала в течение уже нескольких десятилетий веет "мерзостью запустения". ЖМП проповедует клирикам МП и многим неискушенным душам кроме экуменизма всевозможные лжеучения и просто ереси. И, вероятно, самым большим почитанием окружена ересь софианства. Эта ересь, под видом тонкого "богословского творчества", навязывается слушателям духовных академий и семинарий, т.е. будущим пастырям и богословам; о ней пишутся магистерские и кандидатские диссертации; в настоящее время о Флоренском и Булгакове, с легкой руки МП и их экуменических единомышленников, много пишут светские журналы и газеты, о них часами говорят по радио и телевидению. Ересь софианства настолько глубоко проникла в умы многих клириков МП и пасомых ими, настолько отравила их сознание, что освободиться от нее не всякому под силу!
О софианcкой ереcи написаны серьезные труды, подвергающие это духовно опасное лжеучение суровой критике. Необходимо подчеркнуть, что софианцы обычно искажают или вообще упорно замалчивают критические мысли относительно свящ. Павла Флоренского и прот. Сергия Булгакова.
Среди критиков Флоренского и Булгакова кроме Архиепископа Серафима, необходимо назвать В. Н. Лосского ("Спор о Софии", Париж, 1936 г.); протоиерея профессора Георгия Флоровского ("Пути Русского Богословия", Париж, 1937 г.). Из недавних критических работ отметим статью "Из истории Новгородской иконографии", "Богословские Труды", сб. 27, М., 1986, с.с. 61-80. Эта замечательная статья подписана покойным Митрополитом Антонием (Мельниковым). Однако еще до ее опубликования в "БТ", в рукописном варианте Самиздата, имя ее автора значилось под инициалами Н.К.Г. Насколько нам известно, этот текст принадлежит перу профессора МДА Николаю Константиновичу Гаврюшину. Митрополит Антоний, бывший в то время Председателем редколлегии "БТ", смог поместить эту статью против Флоренского, лишь поставив под ней свою подпись.