ХРАМ-ЧАСОВНЯ

ХРАМ-ЧАСОВНЯ ЕПИСКОПА ДАМАСКИНА И ИСПОВЕДНИКОВ КАТАКОМБНЫХ

Воскресенье, 11.12.2016, 09:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Отцы-Исповедники РИПЦ | Регистрация | Вход

УКАЗ

Третье Воронежское совещание архиереев, духовенства, монашествующих и мiрян Русской Истинно-Православной Церкви, проходившее в декабре 2007 г. в г. Воронеже, приняло резолюцию о прославлении во святых на предстоящем Освященном Соборе РИПЦ сонма Отцов-Исповедников Церкви Катакомбной, а также Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви блаженной памяти Митрополита Филарета (Вознесенского), почитаемых многими православными христианами за их исповеднический подвиг на ниве пастырского служения Церкви Христовой в тяжелые годы богоборческих гонений на Руси.

Во исполнение решения Совещания, предписывается всем священнослужителям, находящимся под омофором нашей Святой Церкви, на Родине и в разсеянии сущим, в октябре месяце, вплоть до совершения Чина прославления на Освященном Соборе, совершать проскомидии, а также после богослужений – литии или панихиды о упокоении приснопамятных отец:

Схиепископа Петра (Ладыгина, +1957);

Архиепископа Прокопия (Титова, +1937);

Схииеромонаха Феодосия (Кашина, +1948);

Иеромонаха Александра (Орлова, +1977);

Иеромонаха Тимофея (Несговорова, +1975);

Священника Михаила Рождественского (+1988);

Иеромонаха Тихона (Зорина, +1976);

Архимандрита Клавдия (Савинского, +1942);

Протоиерея Владимiра Богданова (+1931);

Протоиерея Владимiра Криволуцкого (+1956);

Архимандрита Серафима (Батюкова, +1943);

Священника Димитрия Крючкова (+1952);

Протоиерея Сергия Мечева (+ 1942);

Схииеромонаха Серафима (Маркова, +1979);

Архимандрита Илариона (Андреевского, +1961);

Схииеромонаха Амвросия (Капинус, +1966);

Архимандрита Никандра (Стурова, +1955);

Иеромонаха Игнатия (Склярова, +1972);

Священника Алексия Козяева (+1968);

Иеромонаха Пимена (Вахрушева, +1971);

Священника Филиппа Аникина (+1974);

Протоиерея Никиты Игнатьева (+1974);

Протоиерея Александра Филиппенко (+нач. 1960-х гг.);

Протоиерея Филиппа Сычёва (+1978);

Протоиерея Павла Левашова (+1937);

Иеромонаха Феодора (Рафанович, +1975);

Иеромонаха Герасима (Каешко, +1930);

Иеромонаха Антония (+сер. 1970-х гг.);

Иерея Василия (+1940);

Схиархимандрита Антония (Жеретиенко, +1974);

Священника Андрея Бойчук (+1941);

Схииеромонаха Феодосия (Жиденко, +кон. 1960-х гг.);

Священника Димитрия Шпаковского (+1942);

Священника Владимiра Веселовского (+1974);

Схииеромонаха Никодима (Конюхова, +1975);

Игумена Алипия (Яковенко, +1943);

Иеромонаха Филарета (Метан, +1976);

Иерея Никиты Лехан (+1985);

Иеромонаха Серафима (Шевцова, +1955);

Архимандрита Тихона (Баляева, +1953);

Иеромонаха Амфилохия (Фурс, +1985);

Иеромонаха Пахомия (Петина, +1985);

Иерея Елисея Назаренко (+1937);

Иерея Антипы Злотникова (+1937);

Архимандрита Тихона (Кречкова, +1937);

Схиархимандрита Иринея (Попова, + 1952);

Иеромонаха Антония (Гирчева, +1946);

Раба Божия Дмитрия Сухоцкого (+1938),

а также блаженной памяти Митрополита Филарета (Вознесенского), произнося после пения «Вечной памяти» слова «Бог да ублажит их и упокоит, с праведными сопричтет, и нас их святыми молитвами да помилует и спасет, яко благ и Человеколюбец».

Для назидания народа Божия священнослужителям рекомендуем произносить проповеди об Отцах-Исповедниках Церкви Катакомбной и блаженной памяти Митрополите Филарете, об их жизни и духовном облике, разъясняя суть понесенного ими подвига и значение их прославления для Истинной Русской Церкви.

По молитвам Отцев-Исповедников Русской Церкви Катакомбной и Первосвятителя Зарубежной Русской Церкви Митрополита Филарета, да помилует и спасет Человеколюбивый Господь и нас, немощных чад их. Аминь.

+Архиепископ Тихон Омский и Сибирский, Председатель Архиерейского Синода РИПЦ

+Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский, Заместитель Председателя Синода

+Епископ Гермоген Черниговский и Гомельский

+Епископ Стефан Трентонский и Северо-Американский



О причислении к лику святых

Отцов-исповедников Катакомбной Церкви

 

Почитание святых – одна из важных особенностей Православной Церкви. Для многих конфессий, например, для протестантов, почитание святых непонятно, и они упрекают православных за ложное, по их мнению, прославление смертных людей. Но в том-то и дело, что человек не смертен, его душа безсмертна, да и тело его воскреснет и соединится с душой для Вечной жизни – либо для вечной муки… Поэтому наша живая связь со святыми – это для нас явственное свидетельство о Вечной жизни.

Православному человеку знакомо чувство особенной привязанности или особенной теплоты, которое иногда возникает в сердце к тому или иному святому. Каждого из наших небесных заступников мы любим по-своему, к каждому питаем какое-то особенное чувство так же, как к окружающим нас людям, только еще более трепетное и благоговейное. Чем чаще мы обращаемся с молитвой к угодникам Божиим, тем яснее ощущаем их живое присутствие, их участие в нашей жизни. Преставившись, праведник не покидает этот мiр, а, напротив, становится доступен для молитвы каждого, для общения с любым верующим. Та любовь к ближним, которую святые стяжали при жизни, после их преставления получает большую возможность изливаться на этот мiр, поэтому смерть становится для них вторым и истинным рождением для Вечной жизни и вечной Любви. Думая о небожителях, мы снова и снова укрепляемся в надежде на Вечность и уповании на Бога. Господь, даровав нам возможность молитвенной связи с праведниками, как бы дал нам залог нашего спасения, приоткрыв перед нами завесу над Вечностью, и послал нам несказанное утешение – никогда не расставаться с теми, кто стяжал Его благодать и кто возлюбил каждого из нас как самого себя. И для нас, чад земной Церкви, наша живая связь со святыми – гражданами Церкви небесной – это и свидетельство того, что наше упование не напрасно, и пример, что и все мы, каждый из нас, так же как эти угодники Божии можем стяжать спасение. Но в то же время,  живая связь с ними – это еще и благодатная помощь от Господа по молитвам за нас святых. Они уже прошли свой путь к Царству Небесному, мы же только идем. Они лучше нас знают, как его пройти и чемнам помочь…

Посему Церковь всегда со вниманием и благоговением относилась к хранению памяти о святых и их почитанию. Прославление святых в Церкви всегда считалось очень ответственным и важным событием, более того, прославление – это своеобразная обязанность наша. Когда память какого-либо угодника Божия случайно предавалась забвению, то Господь Сам указывал людям – во сне или через чудесные явления – на позабытого ими небесного заступника их. Люди, живущие духовной жизнью, всегда огорчались, если кто-то из праведников оказывался забытым, и прикладывали все усилия для сохранения памяти о нем и для того, чтобы мы имели возможность молитвенного обращения к нему. Так Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский радел о восстановлении почитания незаслуженно забытых западных святых. Так Афонские монахи, найдя у себя в усыпальнице нетленные останки неизвестного им святого, не пожелали предать его забвению, но нарекли ему имя – Евдоким, – назначили день его поминовения и поместили краткое сообщение о преподобном Евдокиме в Афонском Патерике. Так древнерусские жизнеописатели, хотя и сетовали на свою невежественность, но брались за составление житий святых, объясняя это необходимостью сохранить память о праведнике и невозможностью предать его чудное житие забвению. Эта ревность наших предшественников да вдохновит и нас на внимательное и благоговейное отношение к подвигу тех, кто жил незадолго до нас или, может быть, рядом с нами, а теперь молится о нас перед Престолом Божиим.

Традиционно прославляемого праведника относят к тому или иному чину святости. Обычно выделяют такие лики святых, как апостолы, мученики, пророки, преподобные, праведные, равноапостольные, святители и блаженные. В трудах по канонизации иногда называют еще один лик – исповедники, – обычно их присоединяют или к мученическому, или к преподобническому лику. Исповедники – это люди, претерпевшие за Христа истязания, пытки, заключения или ссылку, но не пострадавшие как мученики, то есть умершие своею смертью. Сюда относятся все исповедники, истязавшиеся язычниками (до Миланского эдикта 313 г.), и святые, гонимые за Православие от еретиков и раскольников в более поздние времена (например, Максим Исповедник, +662 г.).

Мученический подвиг виден сразу: смерть за исповедание христианской веры всегда считалась достаточным основанием для прославления мученика. Почитание святых мучеников нередко начиналось непосредственно после их убиения: благочестивые христиане с благоговением погребали святые останки страдальцев и молились на их могилах, обращаясь к ним как к святым. Иное дело – подвиг исповедников. Они всю свою жизнь ходят по краю смерти, как бы долгую и медленную пытку претерпевая за Христа и в то же время служа Его верным чадам. Таков был подвиг катакомбных священников, всю жизнь гонимых, преследуемых, не раз бывавших в тюрьмах и ссылках, но неуклонно продолжавших следовать по стопам Господа своего и окормлять катакомбную паству. Господь каждому предначертал свой крест: Он не предопределил многим катакомбным священникам мученическую кончину, но избрал их для попечения о Своих чадах. Исповеднический подвиг – это подвиг ежедневного напряженного труда, терпения и самоотречения, это смиренное и не заметное для окружающих несение тяжелого креста. Поэтому, может быть, святость исповедника до поры до времени скрыта от наших глаз, тем более что подвиг их совершался в Катакомбной Церкви, члены которой ради безопасности старательно скрывали своих пастырей от посторонних. Но настало время почтить память этих страдальцев за веру. Целый сонм катакомбных священников молится за нас пред Престолом Божиим, воздадим же им хвалы за их жизнь и за их заступничество пред Богом.

Прежде чем говорить конкретно о необходимости канонизировать катакомбных отцов-исповедников, остановимся на некоторых вопросах канонизации вообще.

Термин «канонизация» происходит от греческого слова, буквально означающего «определять, на основании правила узаконять». Это слово по отношению к прославлению святых впервые начали использовать западные богословы, которыми оно впоследствии было введено в общий оборот. Сами же греки никогда не употребляли названный термин, говоря о святых, но использовали вместо этого словосочетание «причтение к лику святых», или «вчинение в лик святых». Позднее это выражение перешло в Русскую Церковь, где и сохраняется поныне.

В Православной Церкви сложился определенный чин прославления святых угодников Божиих. Русская Церковь взяла за образец правила канонизации, принятые в Константинопольской Церкви. Право канонизации общецерковных святых всегда принадлежало Митрополиту или Патриарху всея Руси при участии Собора русских иерархов. Церковному празднованию памяти святого предшествовала работа епархии по удостоверению в подлинности чудес при гробе почившего, а нередко – и в нетленности мощей, затем устанавливалось торжественное богослужение, назначался день памяти святого, составлялась особая служба, писалась икона, а также Житие. Иногда считалось обязательным присоединение к житию рассказа о тех чудесах, которые были удостоверены дознанием церковной власти.

За два тысячелетия существования христианства церковными деятелями было выделено несколько оснований для канонизации. В самом общем смысле необходимое условие канонизации – это проявление подлинной освященности, святости праведника.  Свидетельством же святости могут быть:

1.      Вера Церкви в святость прославляемых подвижников, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (так прославлены праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2.      Мученическая за Христа смерть или истязания за веру Христову.

3.      Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков-мощей.

4.      Высокое церковное первосвятительское или святительское служение (так, Симеон Солунский говорит, что в Константинополе в великом храме Апостолов, издревле архиереи полагались внутрь жертвенника, как и мощи святых ради благодати божественного священства).

5.      Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим (канонизация царей, князей, равноапостольных).

6.      Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.

7.      Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни. (Так, в частности, совершалась канонизация святых на Соборах 1547 и 1549 гг., где свидетельством святости подвижников приводилось большое их почитание и, отсюда, множество икон, житий, служб.)

Подвиг отцов-исповедников Катакомбной Церкви дает несколько оснований для причисления их к лику святых.

Во-первых, это истязания за веру Христову, которые катакомбные батюшки претерпели в своей жизни. Известно, что большинство из них не раз попадали под арест, были в заключении, некоторые перенесли ссылки и мучения лагерной жизни. Весь их путь – это непрестанные гонения, ежедневная необходимость скрываться, переезжать из города в город. Это отказ от привычной спокойной жизни, своеобразное странничество, разлука с семьей, неимение паспорта, принятие ложной фамилии и многие, многие другие тяготы катакомбного существования. Сейчас в наш относительно спокойный век большинству из нас, не переживших богоборческого лихолетья, сложно по-настоящему оценить это безстрашное вольное мученичество.

Во-вторых, основанием для канонизации отцов-исповедников являются их высокие заслуги перед Церковью и народом Божиим. Конечно, мы не станем называть их равноапостольными или просветителями. За заслуги перед Церковью и народом обычно прославляли благоверных Царей, Князей или просветителей язычников. Но как измерить заслуги катакомбных священников перед Церковью и перед всеми нами? Что было бы с Русской Церковью, если б не было этих самоотверженных людей? За 70 лет советской власти и за последние годы у нас, наверное, стерлось бы само представление об истинном Православии. Как измерить наш долг перед людьми, которые в опасных для жизни условиях служили Божественную Литургию, не желая оставить народ Божий без причащения Тела и Крови Христовых? Эти тайные, часто ночные, иногда совершаемые в подвалах и подполах службы были жизненно необходимы для верующих, и, понимая это, катакомбные священники презирали всякий риск. Господь же хранил их для их высокой миссии. Сколько раз во время Литургии в дом врывались сотрудники НКВД-КГБ, обыскивали все помещение и не находили батюшку, потому что Господь покрывал его. Известен случай с о. Александром Орловым (Омская обл.), который стоял со Святыми Дарами в тот момент, когда в дом ворвались… Кто-то накинул на него сверху платок, и, несмотря на тщательный обыск, о. Александр остался незамеченным. Такое же чудо рассказывают очевидцы и об о. Назарии (Сумская обл.), и о многих других отцах Катакомбной Церкви. Насколько же важно было служение этих людей, если Господь так явно помогал им и укреплял их? Своим настоящим существованием Русская Истинно-Православная Церковь обязана катакомбникам.

 Как не сравнить их и с равноапостольными, если проповедь Православия в стране с богоборческим режимом была одной из главных забот этих батюшек. Ни православных книг, ни икон, ни даже нательных крестиков нельзя было достать в советское время. И катакомбные священники нередко от руки переписывали душеполезные тексты для своих духовных чад, делали фотокопии таких рукописей, фотографировали иконы… Многие из их рукописей и фотокопий сохранились у паствы, и можно говорить о целом архиве катакомбного священства. Не похоже ли это на то, как просветители языческих народов занимались распространением духовных книг и часто сами от руки переписывали их? Разница лишь в том, что отцы-исповедники делали это в условиях гонений, а проще сказать, в условиях истребленияистинного Православия. Их труд был подспудным и совершался с опасностью для жизни.

В-третьих, важнейшим основанием для прославления катакомбных исповедников может служить их почитание в народе. Известно, что катакомбная паства бережно хранит память о своих пастырях. Их письма, фотографии, личные вещи сейчас стали реликвиями. Составлены жизнеописания некоторых батюшек. Могилки катакомбных священников, если известно место захоронения, часто посещаются их духовными чадами. В день преставления отцов-исповедников бывшие катакомбники возносят горячие молитвы о них. Будет жаль, если отойдут ко Господу последние свидетели жизни катакомбных священников, и почитание этих необыкновенных людей утихнет. Можно ли это допустить?..

В-четвертых, основанием для прославления отцов Катакомбной Церкви можно считать и безчисленные рассказы о чудотворениях, происходивших как при их жизни, так и после преставления – на их могилках или просто после молитвенного обращения к ним. Да и сама самоотверженная жизнь этих людей не есть ли чудо, не есть ли ангельская жизнь на земле?

Мы говорили в начале, что прославление святых угодников Божиих – это обязанность Церкви. Действительно, имеем ли мы право забыть то, что сделали катакомбные священники для Русской Церкви? Можно ли лишить себя и своих потомков возможности молитвенно обращаться к нашим святым, к тем, кто жил еще совсем рядом с нами?

Кто знает, что ожидает наше общество в будущем. Сейчас мы переживаем относительно спокойное и свободное время: мы можем открыто исповедовать свою веру, участвовать в богослужениях, пользоваться любой духовной литературой и т.п. Но если впереди у нас снова гонения? Если снова нам или нашим детям предстоит нести тяжкий крест катакомбного служения или даже мученичества? К кому же тогда мы обратимся за помощью, как не к отцам-исповедникам Катакомбной Церкви? Кто, как не они, смогут помочь нам, подсказать, укрепить нас в час испытаний?

Русской Церковью уже прославлены Новомученики Российские, среди которых много катакомбных священников, расстрелянных и замученных до и во время войны. Но многие отцы-исповедники, пройдя через тюрьмы и лагеря, дожили до 60-х, 70-х, а то и 80-х годов, окормляя свою паству. Их подвиг не меньше, чем подвиг Новомучеников. Каждый из них в любую минуту мог попасть под арест и получить смертный приговор. Они скрывались в катакомбах и служили до конца своих дней не потому, что берегли себя, боялись за свою жизнь, но потому, что каждый из них слишком хорошо чувствовал и понимал ответственность перед Богом за вверенную ему паству. За это и Господь хранил их при жизни и прославил в Церкви Небесной. А наш долг прославить их в Церкви земной.

К ним, как и к Новомученикам, мы можем смело воззвать: «…молитеся Христу, васъ укрепившему, да и мы, егда найдетъ на ны испытания часъ, мужества даръ Божий восприимемъ, образъ бо есте лобызающимъ подвигъ вашъ». Аминь.

 

 

 

 

 

 

 



Молитва

Собору Святых Отец  Исповедник Церкве Катакомбныя

О новии угодницы Божии, Исповедницы Русския Церкве Катакомбныя! Ныне вас возвеличим, унижения бо претерпесте; вас восхвалим, поругание бо смиренно приясте; вас поставим яко светильник на свещнице, сокровенно бо и тайно служисте; вас похвалами изукрасим, избиени бо бысте; вам покланяемся, в трудех согбени бо бысте; в словесныя одежды светлыя облечем, наготу бо и нищету понесосте; со святыми воспоем, с разбойниками бо и татями в заточениях водворястеся; вас у Престола Божия мысленно зрим, лишения бо до конца претерпесте и спасение обретосте. Любы ваша богоподражательной явися: паству свою, яко Пастырь добрый, паче всего возлюбисте и ея ради небрегосте о животе своем, но гонения претерпевая, все житие свое и себе самех предаша чадам своим; сего ради житие ваше мук и странствий невольных, скорбей и лишений исполнися. Вы же вся сия нивочтоже вменяя, в трудех неусыпных велее утешение обретосте, в скорбех радость о чадех своих стяжасте, вся муки сия за блаженство вменисте, ибо службу Божию совершисте и души своя за други своя положисте. Сия любы есть совершенная, более сей несть на земли – рече Спаситель. Сию любовь вы стяжасте, о святии Отцы-Исповедницы! Юже и нам у Господа испросите, да и мы, подвиги вашими вдохновляеми, не убоимся в последняя времена ни сильных мiра сего, ни врага, ни лишений, ни гонений, ни самыя смерти за веру Христову и за ближния своя, но до конца верными Господеви пребудем и сподобимся жизни вечныя. Аминь.

 

 

 


 

Служба Святителю Митрополиту Филарету (Вознесенскому) и святому праведному Филарету Милостивому

Положение о Русской Истинно-Православной Церкви
Утверждено Освященным Собором РИПЦ 13/26 октября – 19/01 ноября 2008 года
Доклад на тему: «О харизматизме и разделениях, им порождаемых»
Иеродиакон Никон (Смирнов), Челябинская община РИПЦ Св. Архистратига Божия Михаила
Definition of the sacred council on the confessional and ecclesiological foundations of the Russian True Orthodox Church

Служба Святым Отцам-Исповедникам Русской Церкви Катакомбной, составленная к Освященному Собору РИПЦ сестрами Леснинской обители Пресвятой Богородицы
Память - 7/20 ноября (день убиения Священномучеников Кирилла Казанского и Иосифа Петроградского)
Краткое жизнеописание Святителя Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви
День преставления - 8/21 ноября 1985 года
Служба Святителю Филарету (Вознесенскому), составленная к Освященному Собору РИПЦ сестрами сербского монастыря Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ИПЦ Сербии)

О причислении к лику святых Отцов-исповедников Катакомбной Церкви
С.М. Шумило,
кандидат филологических наук,
г. Чернигов
Смысл богослужебного прославления новомучеников и исповедников Святой Православной Церковью

Об опасности сектантства в Православии. Справка
Утверждена Освященным Собором Русской Истинно-Православной Церкви 16/29 октября 2008 г.
Фоторепортаж с Освященного Собора Русской Истинно-Православной Церкви

Видео-репортаж с прославления на Освященном Соборе РИПЦ Святителя Филарета (Вознесенского) и Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной
Фильм сделан гостями из Сербии, участвовавшими в Освященном Соборе РИПЦ
Мониторинг СМИ: "Освященный Собор РИПЦ завершил в Одессе свою работу"

Решения и Определения Освященного Собора Русской Истинно-Православной Церкви
Выписки из протоколов заседаний Освященного Собора Русской Истинно-Православной Церкви
Обращение Освященного Собора Русской Истинно-Православной Церкви к архипастырям, священству и пастве ныне разрозненных частей некогда единой Русской Зарубежной Церкви
15/28 октября 2008 г., Свт. Иоанна, Епископа Суздальского
Обращение Освященного Собора Русской Истинно-Православной Церкви к православной пастве во Отечестве и рассеянии сущей и ко всем русским людям с призывом к покаянию в грехах вероотступничества и богоборчества

Определение Освященного Собора о вероисповедных и экклесиологических основаниях Русской Истинно-Православной Церкви
Definition of the sacred council on the confessional and ecclesiological foundations of the Russian True Orthodox Church
Мониторинг СМИ: "На Собор РИПЦ прибыли епископы "хризостомовского" Синода ИПЦ Греции для обсуждения вопроса о каноническом общении двух Церквей"

Слово на прославление Святителя Филарета (Вознесенского) и Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви
Архиепископ Тихон, Председатель Архиерейского Синода РИПЦ
Акт о соборном прославлении во святых Отцов-Исповедников Русской Церкви Катакомбной

Чтобы посмотреть все сообщения раздела, нажмите, пожалуйста, мышкой здесь: >>> 1 2 3 

Назад | Начало | Наверх
Главная страница | О задачах издания | Хроника церковной жизни | Официальные документы |Освященный Собор РИПЦ | Совещание архиереев, клира и мирян РИПЦ | Проповеди, статьи | История Церкви | О Катакомбной Церкви | Православное богословие | Православное богослужение | Православная педагогика | Православие и наука | Православная культура, литература | Истинное Православие и апостасия | Истинное Православие и сергианство | Истинное Православие и экуменизм | Апостасия РПЦЗ |Расколы, секты | Жития подвижников благочестия | Православная миссия | Пастырское училище | Адреса Епархий | Фотогалерея | Проповеди-аудио 

 

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0