Приветственное слово Председателя Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского при открытии Освященного Собора СИПЦ - 26 Октября 2013 - Храм-Часовня

ХРАМ-ЧАСОВНЯ ЕПИСКОПА ДАМАСКИНА И ИСПОВЕДНИКОВ КАТАКОМБНЫХ

Воскресенье, 11.12.2016, 09:00

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Октябрь » 26 » Приветственное слово Председателя Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского при открытии Освященного Собора СИПЦ
18:26
Приветственное слово Председателя Архиерейского Синода РИПЦ Архиепископа Тихона Омского и Сибирского при открытии Освященного Собора СИПЦ

Дорогие о Господе Владыко Акакий,

досточтимые отцы, братие и сестры Истинно-Православной Сербской Церкви!

C Божиего благословения мы с вами сподобились быть участниками Первого Собора Сербской Истинно-Православной Церкви. Позвольте, дорогие собратья, передать вам, как представителям Сербской Церкви и сербского народа, низкий поклон и приветствие от всех чад вашей Церкви-Сестры – Русской Истинно-Православной Церкви.

Любое церковное деяние, и в первую очередь, конечно, Собор – дело очень ответственное, ибо отвечаем мы за него не только перед людьми, но и перед Богом. От того, как пройдет ваш первый Собор, какие вопросы на нем будут поставлены и, главное, как они будут разрешены, во многом зависит дальнейшая жизнь Сербской ИПЦ, ее развитие (или наоборот – угасание), взаимодействие с сербским обществом, другими церковными православными группами в Сербии, которые наблюдают за вами и за вашей жизнью.

От деяний вашего Первого Собора, от того, в каком духе будут приняты ваши решения – в духе любви и разумной икономии, или в духе фанатизма и жесткой акривии – во многом зависит успех вашей проповеди Евангелия Сербскому народу. Именно так, ни больше, ни меньше, ибо сербский народ, как и русский, в основной своей массе очень далеко отошел от жизни по Евангелию, далек от Истин Православия. Поэтому на вас, участниках Первого Собора СИПЦ, лежит сугубая ответственность, помните об этом. Какой курс вы наметите сейчас, таким курсом и поплывет ваш Церковный корабль в дальнейшем!

Пусть Господь и Матерь Божия благословят вас на принятие решений мудрых, не поспешных. Пусть ваши решения будут продуманными, ни в чем не отступают от Святоотеческого Православия и заветов Святого Саввы, и в то же время пусть они будут преисполнены духом любви ко Святой Церкви и к вашим, во многом еще заблуждающимся собратьям-сербам. Пусть они услышат Вашу, исполненную любви и сострадания, проповедь, пусть увидят в вас истинных учеников Христовых, пусть на примере вашей жизни и ваших слов – ваших деяний – они увидят, что Истинно-Православная Церковь – это не горстка фанатиков, а действительно Истинная Церковь Христова!

Господь собрал нас для того, чтобы соборно обсудить многие важные проблемы церковной жизни истинно-православных христиан в современном мiре. Можно сказать без преувеличения, что мы живем в апокалипсические времена, и поэтому крайне важно иметь правильные духовные ориентиры, важно понимать, чего от нас ждет современный антихристианский мiр, а чего от нас ожидает Христос.

В этой связи позвольте поделиться с вами размышлениями о том, что такое современный апостасийный мiр, какая роль в нем отведена так называемому «официальному православию», и какова миссия в таком мiре Истинно-Православной Церкви.

Поскольку мы с вами пребываем в Церкви земной, воинствующей, то и жизнь наша насыщена духовными сражениями разного порядка: и на личном уровне, и на приходах, и в епархиях. И это является одним из признаков, наряду с другими, истинности и верности нашей Истинно-Православной Церкви Святоотеческому Православию, иначе диавол и клевреты его не нападали бы на нас. Думаю, это понятно всем.

Слава Богу, наши Церкви живут своею, может быть не очень заметной для внешнего наблюдателя, но довольно интенсивной жизнью. Есть достижения, есть и неизбежные потери, но нужно понимать главное – в жизни Церкви важны не какие-то внешне яркие события, не «пиар-кампании», как говорят ныне в мiру, а кропотливый ежедневный труд: духовенства – на приходах, каждого отдельного христианина – в личной жизни, в жизни семьи, прихода и т.д.

Церковь – это организм, который способствует внутренней духовной жизни своих чад, то есть – спасению, и подает для этого от Господа благодатные дары в Святых Таинствах. Это главное, для чего нужна Церковь, и если это есть, значит, Церковь жива и выполняет свое предназначение, данное ей Богом. Повторяю – важны не какие-то внешне яркие события, привлекающие на минуту-две внимание посторонних наблюдателей, а внутренний кропотливый и ежедневный духовный труд. Милостью Божией, наши Церкви это имеют и подают своим чадам, несмотря на все наши несовершенства, наши внутренние проблемы, порою нашу лень и косность, и т.п. 

Однако мы живем не в православной империи или православном королевстве, призванных защищать Церковь и Ее чад, а в апостасийном мiре, с которым тесно соприкасаемся, который пытается влиять на нас (и часто влияет!), пытается изменить наше сознание, наше отношение ко греху и т.п. Мы должны понимать, что «тихое и мирное житие», какое возможно было в прошлом, когда Россия была Православной Империей, а Югославия – Православным Королевством, сейчас невозможно. Сейчас от нашей активной духовной позиции, как никогда ранее, во многом зависит дальнейшее существование и наших детей и близких, и наших стран, и мiра в целом. Под «активной позицией» я имею ввиду, конечно, не «митинги протеста», демонстрации и т.п. общественно-политические акции, ибо хорошо помню слова святителя Игнатия Брянчанинова: «не покусись остановить немощной рукою твоею то, что попущено Богом». Я говорю о деятельной жизни в ограде Церкви, неравнодушное отношение к проблемам Церкви, ее внутреннего состояния, положения во внешнем мiре и т.д. Это и создание воскресных школ для детей и взрослых, и организация певческих и молодежных съездов, и издание приходских листков, и составление информационных сообщений о жизни приходов для церковных сайтов, это работа братств и сестричеств на приходах, помощь нуждающимся, и многое другое. То есть, речь идет о деятельном участии в церковном строительстве, и не в последнюю очередь, конечно, участие в работе Церковных Соборов.

Церковь – это соборный организм. Если мы не хотим выродиться в секту (а такая опасность всегда существует), мы должны возрождать соборную жизнь Церкви, что, в свою очередь, невозможно без формирования соборного сознания каждого члена Церкви, будь то епископ, священник, монах или мiрянин. Я это особенно подчеркиваю и настойчиво призываю к этому всю нашу паству, а вместе с паствой РИПЦ – и наших сербских собратьев, духовенство и паству Сербской Истинно-Православной Церкви: будьте активными, деятельными членами Церкви. Не будьте равнодушными, пассивными, говоря церковным языком – теплохладными. Мы должны осознавать, что формирование соборного сознания является одним из основных моментов формирования православного, церковного мiровоззрения. Но не нужно путать соборность с демократией. Истина не зависит от большинства голосов, понимание Истины зависит не от голосования, а от кропотливой внутренней работы, от совместного осмысления и согласия – при уважении и соблюдении иерархического принципа устроения Церкви Христовой.

Одним из основных, давно назревших вопросов, который требует соборного разрешения, является отношение Истинно-Православной Церкви к сергианству и анафематствование сергианства. Осмысление сергианства как апостасийного явления, поглощающего внутреннюю жизнь Церкви и человека, актуально и для Сербской ИПЦ, поскольку сергианство – компромисс с богоборческим, и шире, с антихритовым государством – захватило внутреннюю жизнь также и Сербской патриархии, хотя, по-видимому, в меньшей степени, чем это было и есть в России.

Я буду говорить о Московской патриархии, поскольку для нас в России это слишком болезненная проблема, и нами она достаточно хорошо исследована, однако вы должны понимать, что от состояния современной МП во многом зависит состояние и всего «официального православия». Это неизбежно, поскольку МП – большая и очень влиятельная структура, и ее духовное разложение, вольно или невольно, захватывает всех, кто находится с нею в общении. Разумеется, не в состоянии этого избежать и Сербская патриархия.

Блаженной памяти Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Виталий часто говорил, что главным искушением для истинной Церкви нашего времени является не католичество и не протестантизм (как 100-200 лет назад), а сергианская Московская патриархия. Я добавил бы к словам нашего Первоиерарха, что даже атеизм давно уже не является главным искушением времени, поскольку атеизм как таковой выдохся за прошедшие 70 лет советской власти. Сейчас вы практически не встретите атеистов, сейчас все – верующие. Поэтому главным искушением времени действительно является советская церковь (МП), и мы вынуждены говорить об этом вновь и вновь.

Наверное, человеку малоцерковному, не вникающему в проблемы духовного существования мiра, не понятно, почему мы постоянно говорим о Московской патриархии, зачем мы без конца критикуем ее. Вероятно, каждому из вас приходилось слышать от таких людей: мол, живите своею жизнью, какое вам дело до МП и ее беззаконий (а в Сербии – до Сербской патриархии и ее беззаконий). Наверняка, говорили и про «сучок в глазу» и тому подобное.

Если бы мы жили изолированно и не соприкасались ежедневно с «духовными» плодами, которые порождает Московская патриархия (и шире – «официальное православие»), или еще лучше, – если бы МП существовала где-то на другой планете и ее тлетворное разложение не распространялось и не влияло на духовное состояние нашего народа и нашей страны – это замечание действительно было бы верным. Но это не так, и от духовного состояния МП, от эволюционирующей апостасии в МП, – как это ни парадоксально, – во многом зависит не только духовное состояние России, но и мiра в целом. А если точнее, апостасия МП и глобализация тесно взаимосвязаны друг с другом, взаимопроникают друг в друга и совместно влияют на будущее человеческого сообщества. Именно так, ни больше, ни меньше, поскольку МП претендует на духовное наследие «Третьего Рима» и даже хуже – объявила себя единственной законной наследницей дореволюционной Российской Церкви, а Зарубежная Церковь в 2007 году это признала. Не случайно патриарх МП при поддержке президента РФ заговорил о «Русском мiре» и выдвинул целую программу под этим названием. МП настойчиво внушает мiру, что только она – единственный наследник Третьего Рима. 

Важно осмыслить, понять, что такое сергианство, как оно повлияло (и продолжает влиять) на духовную жизнь Русской Церкви и Православной Церкви в целом. Действительно ли это было лишь временное политическое деяние митрополита Сергия (Страгородского) – компромисс, по его словам необходимый для спасения Церкви в СССР, и сейчас это уже не актуально? Подчеркну, что о необходимости этого «компромисса с большевиками» во время большевицких гонений для сохранения церковной структуры сейчас трубят все апологеты МП.

Или все же это было деяние с далеко идущими последствиями, которые не только не изжиты с падением СССР и Советского концлагеря (т.н. «стран советского содружества»), но еще более усугубились, а так называемое сергианство из компромисса, из простого человеческого желания выжить переродилось в опасную, губительную ересь? Причем ересь, опасную не для одной только русской экклизии, и не только для Православия, а для христианского мiра в целом, поскольку формирует особый тип сознания: примирения и даже сотрудничества с властью антихриста.

Это большая и серьезная проблема. Мыслители Зарубежной Церкви лишь положили начало ее осмыслению. Но они не могли даже предположить, что с падением коммунизма сергианство останется и продолжит свое развитие и влияние на мiровоззрение православных христиан. Жизнь продолжается, и МП шагнула далеко вперед по пути апостасии – это уже не та МП, о которой писала Зарубежная Церковь 20 и тем более 50 лет назад. Да и мiр ведь уже совсем другой – это уже не тот свободный мiр, который отстаивал нравственные ценности в борьбе с коммунизмом. Западная демократия постепенно, незаметно, без войн и революций перерождается в тоталитаризм: это и ювенальная юстиция, и запрет на критику содомских грехов, которые стремительно распространяются в государствах западного мiра, и сейчас уже активно проталкиваются на территорию нашего Отечества, и многое другое. Поэтому, на мой взгляд, большую ошибку делают те, кто призывает «законсервировать» отношение к МП на стадии определений исторической Зарубежной Церкви. Поступить так, значит признать, что за прошедшие с 1927 года десятилетия ничего не изменилось. Как же не изменилось, если исторической Зарубежной Церкви уже нет, а на ее месте существует несколько, как они себя называют, «осколков», борющихся друг с другом за право называться «единственным наследником РПЦЗ»? Жизнь не стоит на месте, апостасия усугубляется, и уже на наши плечи легла обязанность продолжить начатое Зарубежной Церковью осмысление духовной сути сергианства.

Повторюсь: осмысление духовной сути сергианства в Зарубежной Церкви не было  закончено, поскольку продолжается и сама жизнь. Сергианство – новое для Церкви и очень сложное явление, не всегда его можно подвести под уже существующие понятия и определения о ереси. Понимание того, что такое сергианство, в РПЦЗ изменялось постепенно. Например, в 1940-е годы о сергианстве Московской патриархии в РПЦЗ говорили уже по-другому, нежели в 1927 году, потому что и МП, и режим в СССР, и ситуация в мiре за прошедшие годы изменились, также и в последующие десятилетия. Поэтому несерьезно говорить о том, что, мол, поскольку РПЦЗ не анафематствовала сергианство, не должны этого делать и мы. Если мы осознаем себя наследниками Зарубежной Церкви, то мы должны продолжать не только каноническую линию, но и идейную составляющую РПЦЗ. А это значит, что мы не должны топтаться на месте: если мiр изменяется, МП изменяется – мы должны давать оценку происходящему сегодня и сейчас, а не ссылаться на то, что 30 лет назад кто-то говорил по-другому. Думаю, это очевидно. 

При осмыслении такого сложного и нового явления в истории Церкви, как сергианство, обязательно нужно учитывать мнение Новомучеников Российских, для которых «сергианство» было не просто теорией, как для большинства членов РПЦЗ в прошлом и настоящем, а ощутимой реальностью, из-за которой они, в конце концов, взошли на Голгофу.

Я полагаю, что принятие решения по сергианству может стать одним из главных деяний предстоящего Освященного Собора нашей Русской Истинно-Православной Церкви. Мiр стремительно меняется, мы должны успеть дать оценку этим изменениям и предупредить нашу паству. Возможно (выскажу эту мысль впервые), было бы правильно, если бы к осмыслению сергианства как духовной апостасии и ереси присоединилась также и Сербская, и Греческая ИПЦ, и решение по этому вопросу носило бы общий соборный характер, поскольку сергианство – явление не локальное (актуальное только для России и Русской Церкви), а вселенское, которое захватывает всех без исключения, все поместные Церкви и мiр в целом.

Помимо сергианства, с приходом к власти в МП п. Кирилла Гундяева появилась еще одна проблема внутри этой структуры, так называемое «наследие митрополита Никодима Ротова», то есть – крипто-католицизм. «Правая рука» Кирилла м. Иларион Алфеев неоднократно заявлял, что между Православием и Католицизмом нет серьезных догматических разногласий, и что необходимо скорейшее преодоление «церковного разделения». Преодолев «раскол с РПЦЗ», они уже принялись за «преодоление» раскола с Католицизмом…

Я полагаю, для Сербской Церкви вопрос унии с католицизмом носит еще более болезненный, чем для Русской ИПЦ, характер в силу особых исторических условий, в которых пребывала Сербская Церковь и часть сербского народа во время Второй мiровой войны. К тому же, официальная Сербская патриархия пребывает в тесном сотрудничестве с экуменическим Константинопольским патриархом, для которого уния с Ватиканом – вопрос давно решенный. Но мы в данном случае говорим не об историческом прошлом, не о ранах, которые были нанесены католицизмом Православной Церкви, а о духовной и догматической сущности католицизма как такового.

Мы знаем, что у Православия с католицизмом существуют серьезные разногласия не только в области догматики, но и в области аскетики. Коротко говоря, с православной точки зрения, то есть с точки зрениясвятоотеческого наследия, аскетическая практика Католической церкви – это прямой путь к духовной прелести. А это очень серьезное, существенное разногласие, поскольку речь идет об участи в Вечности. Наряду с принципиальными разногласиями в области догматического богословия, примата папы Римского и т.д., разница в понимании аскетического пути ко спасению достаточна для того, чтобы сказать, что нам с Католической церковью не по пути. Так и поступали святые отцы Церкви, святитель Григорий Палама, святитель Игнатий Брянчанинов и другие. Но для возглавителей современной МП (и вообще для возглавителей «официального православия») святые отцы уже давно не авторитет. Возможно, не за горами новая уния – МП с Ватиканом.

Но, быть может, ситуация еще хуже: не только МП, но и все мiровое «официальное православие» примет унию с Римом. Если проанализировать, например, деятельность Константинопольского патриархата, то можно увидеть такую характерную особенность: ни Москва, ни Фанар не задаются вопросом, кто в христианском мiре первый. Для них это давно решенный вопрос – первый –  Римский папа. Они лишь борются между собою за место второго. То есть, кто из них будет вторым после папы, Константинополь или Москва, Варфоломей, или Кирилл. Так что тайная уния с Римом, по-видимому, уже давно совершилась, чему заявления Илариона Алфеева являются косвенным подтверждением. Остается лишь объявить об этом всему христианскому мiру.

Попутно хочу обратить ваше внимание на недавно вышедшую в России книгу Ольги Четвериковой «Измена в Ватикане, или заговор пап против христианства». Исследование серьезное, основанное на множестве документальных фактов, охватывает период с 1930-х годов до современности. Если проанализировать изложенные в книге факты, можно сделать следующий краткий вывод – верхушка Ватикана уже давно служит не Христу. Впрочем, как и верхушка Московской патриархии, поэтому уния МП и Ватикана – вещь закономерная, реальная и вполне осуществимая.

Таковы, досточтимые отцы, братья и сестры, реалии современного апостасийного, по сути – постхристианского мiра, в котором Господь нам судил жить и спасаться. А значит – и нести слово Истины тем, кто рядом с нами, для кого свет Евангелия Христова, свет Истинного Православия пока что не очевидны.

Но для уныния, все же, нет причин. Что невозможно человеку, возможно Богу. Слава Господу за всё! Господь дает нам и время, и возможность потрудиться и в деле собственного спасения, и в деле церковного строительства, возрождения и восстановления здоровой церковной жизни и в нашем и вашем отечестве, и за рубежом. Надолго ли? – Этого мы не знаем. Но пока время есть, будем использовать его с пользой для Церкви Христовой, вне которой нет спасения. Будем терпимы друг ко другу, к немощам своих ближних, ведь Господь еще более терпим к нам, Его грешным чадам. Если будем жить по Его заповедям, будем беречь друг друга и нашу Церковь – Господь подаст нам всё необходимое, всё, что Он видит полезным для нашего спасения. А всё вредное, всё, что мешает здоровой церковной жизни, то есть, что мешает спасению – отсечет.

Позвольте еще раз поздравить вас, дорогие о Христе наши сербские собратья, с началом Первого церковно-народного Собора Сербской Истинно-Православной Церкви. Помоги Господь в вашем церковном строительстве. Дай Бог, чтобы те люди, которые не верили вам до сего дня и видели в вас (в Сербской ИПЦ) «раскольников» или «фанатиков», поняли, что они ошибались. Пусть они увидят в вас истинных учеников Христовых, преисполненных любви и сострадания к своему народу. Когда они это увидят, обязательно поймут, что Сербская Истинно-Православная Церковь организовалась и существует не ради противостояния со своими заблуждающимися (по ряду вопросов) собратьями, а ради торжества и процветания в страждущей Сербии неповрежденного экуменизмом истинного Православия. Пусть они увидят, что Сербская ИПЦ готова на честный диалог с теми, кто противостоит экуменизму и уже покинул, или только готовится покинуть ряды «официального православия». Что Она готова на диалог со всеми честными православными сербами во имя единства Церкви Святого Саввы, но единства в Истине, а не во лжи, в верности Христу, а не антихристу. Помолимся, чтобы Святой Савва незримо присутствовал с нами и помогал нам. Да будет так!

Аминь.

Тихон,

Архиепископ Омский и Сибирский,

Председатель Архиерейского Синода

Русской Истинно-Православной Церкви

8/21 октября 2013 г.,

Прпмч. Игнатия Старозагорского

 

 

 

Дополнительно см.:

1. Собор СИПЦ восстановил канонические органы управления Сербской ИПЦ и избрал кандидатом во Епископа Шумадийского иером. Нектария (Иванковича)

http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1972


2. В Сербии начал роботу Освященный Собор Сербской Истинно-Православной Церкви 
http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1971

 

 

 

 

Просмотров: 63 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0