Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.). ч2 - 21 Января 2013 - Храм-Часовня

ХРАМ-ЧАСОВНЯ ЕПИСКОПА ДАМАСКИНА И ИСПОВЕДНИКОВ КАТАКОМБНЫХ

Четверг, 08.12.2016, 06:58

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Январь » 21 » Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.). ч2
07:47
Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.). ч2

Пошел этим путем, вслед за своими Первосвятителями, Митрополитами Петром и Кириллом, и Священномученик Дамаскин Нежинский. Осенью 1934 г. его вновь арестовывают, на этот раз уже навсегда. Сначала его отправляют в Казахстан, затем, в 1935 г., по этапу на север, потом снова Казахстан. Во время одного из таких этапов, глубокой осенью, вместе с другими ссыльными Святитель ожидал паром, который должен был доставить их к окончательному месту заточения. К их группе присоединили еще одного священника (кто знает — может быть даже и сергианина?). Он совсем был раздет, в одном только легком летнем подрясничке и замерзал от холода. Со словами «у кого две одежды, отдай неимущему», Святитель снял с себя рясу и отдал замерзавшему. Подорванное здоровье Владыки не выдержало стужи, и на пароме, который уже плыл по реке, Святитель тяжело заболел… Не смотря на это в 1936 г., за проведение в местах ссылки нелегальных богослужений, проповеднической деятельности и организацию катакомбных общин верующих,  многих из которых он тайно постригал в монашество или рукополагал в священники ИПЦ, Еп. Дамаскин был снова арестован. Его перевели в Карагандинский концлагерь, где 10 сентября 1937 г. постановлением тройки УНКВД осудили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 15 сентября поздно вечером, в 23 часа. «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу. И мужи благочестивые восхищаются от земли; и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла» (Ис. 57, 1).

Еще в 1935 г., вскоре после ареста Свят. Дамаскина, на Черниговщину тайно возвращается старец о. Алипий. Он встречается с о. Лаврентием и другими подвижниками истинного благочестия. После кратковременного пребывания в Чернигове, о. Алипий тайно поселяется в своем бывшем приходском селе Свинь (ныне Ульяновка) и организовывает тайный женский монашеский скит.

Старец-иеромонах Алипий (Яковенко). Преподобномученик Алипий никогда не принадлежал к советской церкви, он хранил верность Истинно-Православной Церкви, за что и принял мученическую кончину 7/20 сентября 1943 г. Снимок нач. 1920-х гг. Архив автора.

В это время на черниговское духовенство, не поминающее митр. Сергия, с новой силой обрушивается гонение безбожной советской власти. В Июле 1936 г., по доносу сергианских священников, в Чернигове арестовано все истинно-православное духовенство и начат крупный судебный процесс.9 Их обвинили в формировании контрреволюционной церковной группировки и попытке внушения населению антисоветских взглядов. Главное же обвинение было: «принадлежность к ИПЦ» (Истинно Православной Церкви).

По этому делу к ответственности были привлечены: о.о. игумен Лаврентий, игумен Смарагд (Чернецкий), иером. Михаил (Корма), иером. Малахия (Тышкевич), иеродиакон Мисаил (Стишковский) и многие другие. Постановлением судебной тройки от 2 Июля 1937 г. о.о. Сма­рагд, Михаил, Малахия и др. приговорены к лишению свободы сроком на 5 лет с отбыванием лагерей строгого режима10, иеродиакон Мисаил был приговорен к расстрелу, что и было исполнено в том же 1937 году.11 Чудом не сослали только отца Лаврентия, да и то лишь «в связи с его старческим возрастом (68 лет)», как сказано в судебном протоколе.

Из всех сосланных в лагеря (а значит — на каторжные работы) в живых остался один отец Малахия, вышедший на свободу лишь в середине 50-х годов. В 60-е гг. он принял схиму с именем Пимен, умер в 1986 г.

После расправы с непоминающим духовенством власти передали Свято-Ильинскую церковь сергианам… Не попустил Всеблагий им долго служить: уже в начале 1938 г. храм был закрыт.12 «Говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: "чем мы бесславим имя Твое?"  Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб» (Мал. 1, 6-7).

Отец Лаврентий, после изгнания его из храма сергианами, поселился на Лесковице, под Троицкой горой, у одной из своих многочисленных духовных чад, где занимал маленькую комнатку. Духовных чад принимал только по ночам, тайно. По его благословению в Холодном яру (ул. О. Десняка на Лесковице), во дворе благочестивой прихожанки, тайно же была вырыта небольшая, тесная пещера, где о. Лаврентий по ночам совершал Божественную литургию. Вход в пещеру шел через коридор дома в кладовую, а из кладовой через погреб прямо в храм. Здесь же, во дворе, жило несколько тайных монахинь; они следили за порядком в катакомбном храме, а в отсутствие о. Лаврентия сами вычитывали службу мiрским чином.

Домик по ул. Г.Успенского, 38, в котором о. Лаврентий тайно подвизался в 1930-е гг. Снимок сделан автором в 2001 г.

В 1937 г. из с. Свинь в Чернигов переезжает о. Алипий и нелегально поселяется неподалеку от о. Лаврентия. У себя в доме он устроил домовую церковь, которая в народе получила название «Алипиево подворье». В ней ежедневно совершалось таинство Святой Евхаристии.

Так и служили благочестивые отцы тайно, окормляя свое малое катакомбное стадо, до самого начала Второй мiровой войны.

Еще перед войной отец Лаврентий говорил: «За то, что все делается не по закону, да в праздники, то все сотрется и сгорит. А потом откроются монастыри и люди будут каяться и молиться и Господь по Своей милости даст немного времени...»

Сразу же по приходу в 1941 г. немецкое командование, в пропагандистских целях, издало разрешение на возобновление православных монастырей и храмов. Люди впервые за многие десятилетия террора вздохнули свободно. Очевидцы рассказывают, что храмы тогда были полным полны народу: люди с радостью шли на молитву ко Христу.

Старец Алипий возвратился в с. Свинь восстанавливать зачахшую совсем при Советах церковно-приходскую жизнь.

Вышел из катакомб и архимандрит Лаврентий. Собрав своих монашествующих чад, устроил в Свято-Троицком монастыре женскую обитель, а позже еще и Домницкую...

При возобновлении обители пришлось столкнуться со многими трудностями: Свято-Троицкий собор и церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы были в ужасном запустении, келлии и другие постройки частично или полностью разрушены... Практически, нужно было все отстраивать заново. Монахиням самим приходилось носить стройматериалы, рубить топором глину, носить из колодца на высокую гору воду и пр. И все же, невзирая на многочисленные трудности, уже на Светлое Христово Воскресение в 1942 г. в соборе была отслужена первая Божественная литургия, а матушки смогли переселиться в восстановленные келлии. Монастырская жизнь постепенно входила в нормальное, правильное русло.

Были попытки восстановить и Елецко-Успенский мужской монастырь, но братии было очень мало, да и торопились как можно быстрее занять Троицкий.

В Августе 1941 г. в Свято-Почаевской лавре состоялся Собор Православных Епископов, пребывавших на подвластных немцам украинских землях. Экзархом Украины был избран Митрополит Волынский Алексий (Громадский) и принято решение, во исполнение Постановления  Всеукраинского Православного Собора 1918 г. и Указа Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви от 7/20 Ноября 1920 г. за № 362, о самоуправлении Православной Церкви на Украине, не порывая единства с Русской Церковью.

Т.к. Православный Епископат в Советской Украине был уничтожен еще в 30-е годы, Епископские кафедры фактически вдовствовали. Вновь образованный Экзархат состоял целиком из архиереев, до начала Второй мiровой войны служивших на оккупированных Польшей Западно-Украинских землях (Волынь, Галиция, Закарпатье и пр.) и, поэтому, причастности к Декларации митр. Сергия и его просоветской политике не имевших. В возобновленной иерархии, возглавляемой Митрополитом Алексием (Громадским), верующий народ увидел ту, свободную от богоборчества часть Русской Церкви, которую он с таким мужеством и жертвенностью отстаивал в годы лютых гонений Советской власти. Известно было и о твердом стоянии в Православии Митр. Алексия (Громадского), Еп. Симона (Ивановского), Еп. Антония (Марценко) и др. в период гонений на Церковь Христову (в 1920 - 1930 гг.) со стороны польских католиков, об их решительном противостоянии попыткам польских властей ополячить Православную Церковь в Польше, а также об их обличении и разоблачении перед Западными народами богоборчества в CCCР.

Поэтому, по избрании Предстоятелем Православной Церкви на Украине Высокопреосвященнейшего Митрополита Алексия, катакомбное духовенство, не поминавшее митр. Сергия, без колебаний пошло под его омофор. Одним из первых признал Митрополита Алексия как своего Первосвятителя катакомбный схи-Архиепископ Антоний (князь Абашидзе), окормлявший в Киеве тайные общины истинно-православных христиан.13 Признал Митр. Алексия и отец Лаврентий и благословил возносить его имя, как Первоиерарха, за богослужением. И когда Митр. Алексий назначил на Черниговскую кафедру Епископа Острожского Симона (Ивановского), получившего всеобщую любовь Волынской паствы за свое стояние в Православии и твердое противление окатоличиванию Православной Церкви, отец Лаврентий с радостью воспринял это известие, воскликнув: «Это наш!..»

Архиепископ Черниговский и Нежинский Симон (Ивановский). Надпись на обороте рукой Вл. Симона: "+ Архиепископ Симон. 6-II-1943 Троицкий монастырь. г. Чернигов". Архив автора.

Но: вновь обретенная свобода в возобновлении полноценной церковной жизни скоро закончилась. Истинно учили Святые отцы, силою Духа Святаго стяжавшие благодать и умение правильно толковать Священное Писание: нет на земле, и не будет такой власти, кроме власти Помазанника Божия, Православного Царя (2 Фес. 2, 7-8), которая любила бы и лелеяла или, хотя бы, не гнала и терпела истинную Церковь Христову. Наблюдая, как народ на оккупированных землях, окормляемый Православною Церковью, вновь обретает духовную свободу, и опасаясь этой свободы и единства духовного больше, чем всей военной мощи Красной армии, немецкая администрация предприняла ту же тактику по расчленению и раздроблению народа, что и большевики: поощряя расколы в Церкви и, тем самым, подрывая духовную основу народную, сея в народе раздоры и междоусобицу. «...Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12, 25).

«Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту, которая почитала бы Бога по-своему. Если некоторые деревни в результате захотят практиковать черную магию, как это делают негры или индейцы, мы не должны ничего  делать, чтобы воспрепятствовать им. Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола».14 В Феврале 1942 г., при содействии немецких оккупационных властей, в г. Пинске была воссоздана Украинская автокефальная церковь. И вновь на Православных архипастырей и пастырей были воздвигнуты гонения, только теперь уже со стороны нацистского оккупационного режима и контролируемых им некоторых партизанских групп украинских националистов (немало страданий духовенству и церковному народу принесли и советские партизаны-безбожники)15.

В том же 1942 г. в Чернигов, с одобрения райхскомиссариата, направлен был лжеепископ Фотий Тимощук, в прошлом советский шпион, выдававший себя за священника. В 1932 г. он нелегально пересек советско-польскую границу, убив при этом польского пограничника. За убийство был польской администрацией арестован и посажен в тюрьму. Православное священноначалие не признало за ним тогда сан «священника», однако это не помешало автокефалистам поставить его в 1942 г. во "епископы" и направить в Чернигов, дабы он пытался внести смуту и раскол среди православной паствы Чернигова (с приходом Советов Ф.Тимощук отрекся от своего «епископства» и служил простым «священником» в Московской патриархии, тесно сотрудничая с НКВД-МГБ).

Не брезговали противники единства Православия даже насилием, чем полностью вскрыли свою подлинную сущность. 7 Мая 1943 г. партизанами-оуновцами (мельниковцами) был расстрелян Митрополит Алексий (Громадский), а немного позже в лесу был повешен сподвижник Священномученика Алексия, Епископ Мануил (Тарновский). Убивали и духовенство и мiрян за одно лишь нежелание изменить Матери-Церкви.

 Всякому Православному христианину известно, что чем сильнее и изощреннее гонения на Церковь Христову, чем наглее гонят Церковь безбожники и еретики, тем Она становится духовно чище, сильнее, тем сложнее соблазнить Православный народ с истинного и спасительного пути. Ибо Церковь есть мистическое Тело Христово и Он единственный Глава Ее и Спаситель. «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ей» (Мф. 16, 18) и нет силы и власти в мiре, могущей изменить обетование это...

Не пошла Православная украинская паства по пути раскола; и какие бы меры не предпринимались, верующий народ в решающей массе остался верен Православной Церкви своей.

Местное население искренне желало освобождения родной земли от нацистов. Не по рассказам одним знали люди о зверствах, чинимых такими же безбожниками... Не одна сотня деревень на Черниговщине обратилась в пепел; были и такие, где беззащитные жители, в основном женщины, дети и старики, были сожжены заживо (напр. с. Корюковка). Нередко людей, вместе с их священниками, запирали в Божии храмы и поджигали...16 В наступающей Красной армии люди видели прежде всего своих, родных, таких же как и они, простых русских солдат, славян. И если вначале люди были рады немецкому солдату, принесшему (как верили тогда) свободу от ненавистного советского режима, то теперь, после стольких новых мучений, они смотрели на Красную армию как на освободительницу, а потому всячески помогали ей.

Люди искренне верили, что уж теперь-то все будет иначе, что Советская власть станет лучше, не будет унижать славянские национальные чувства, не будет гнать Церковь, а даст Ей свободу, перестанет быть безбожной и распустит концлагеря...

Не суждено было свершиться этой детской и наивной вере народной. Сатана, чтобы прельстить, если возможно, и избранных, часто принимает образ Ангела Света (2 Кор. 11, 14). Дошли до людей вести, пущенные советской пропагандой, о том, что Сталин «разрешил Церковь», что выпустили некоторых священников и даже епископов... Не заметили люди обмана, поверили (как не заметили, что и нацисты вначале поступали также).

«Сатана есть лжец и отец лжи и вы исполняете похоти отца своего» (Иоан. 7, 44) — не может богоборческий советский режим измениться!.. «Как у змеи одновременно одни части тела изгибаются вправо, другие — влево, между тем как голова змеи двигается вперед, к своей цели,— такова была и его деятельность»,— писал о гонителе Православной Церкви императоре Юлиане Отступнике великий Святитель Божий Григорий Богослов. Сказанные более тысячи лет  назад, слова эти раскрывают нам тайну нашего богоборческого времени.

В Сентябре 1943 г. Красной армией взят Чернигов, город был полностью разрушен советской авиацией...

Долгожданный приход советских войск вместе с радостью освобождения принес и новые скорби и страдания. За боевыми частями Красной армии продвигались карательные спецподразделения войск НКВД. Вновь начались массовые аресты и расстрелы. В конце 1943 г. был умучен старец отец Алипий (Яковенко): взорван специально брошенной ему под ноги гранатой17, зверски умучен партизанами о. Иоанн Шмонь из Нежина, о. Иоанн Лабунцов с Прилуччины, убит викарный епископ Панкратий Гладков (его жестоко истязали, отрезали нос, уши, выкололи глаза), арестован Черниговский Епископ Симон (Ивановский) и многие другие. Подвергались опасностям и о. Лаврентий с сестрами Свято-Троицкого монастыря но, Божией милостью, все миновало.

Духовенство г. Чернигова. В центре: схиархимандрит Лаврентий и Епископ Панкратий (Гладков) Белгородский и Грайворонский, викарий Черниговской Епархии. Снимок сделан в 1942 г. во время немецкой оккупации. Архив автора.

Как уже было сказано, в годы войны советское руководство несколько изменило свое внешнее отношение к Церкви.

Чтобы повысить свой престиж на Западе и показать, что в атеистическом СССР соблюдаются все права и свободы граждан, в т.ч. и верующих, в 1944 г. И. Сталин предложил провести Архиерейский Собор МП и избрать на нем марионеточного советского патриарха. На подготовку и проведение Собора правительством была выделена значительная сумма денег, в пользование членов Собора предоставлены правительственные автомобили и даже самолеты. Был подарен большой благоустроенный правительственный особняк.

Побеспокоился Сталин и о приезде в СССР предстоятелей восточных Православных Церквей, дабы придать этой акции международное значение и, главное, видимость "каноничности".

Уже в Ноябре 1944 г. состоялось собрание епископов Московской патриархии, на котором епископам были даны специальные указания о порядке проведения Собора и о роли каждого на нем. Здесь же были приняты проекты соборных документов и определен порядок избрания патриарха. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) напомнил собравшимся постановление Поместного Собора 1917-1918 гг. о том, что Патриарх должен избираться тайным голосованием из нескольких кандидатов. Никто из епископов это предложение не поддержал и единственным кандидатом остался митрополит Ленинградский Алексий, иначе и быть не могло. Архиепископ Лука, не согласившийся с нарушением канонических норм, не был допущен на Собор и участия в нем не принимал.

Выступление советского патриарха Алексия I (Симанского) на открытии Конференции всех церквей и религиозных организаций СССР в Свято-Троице-Сергиевой лавре. Зачитывается послание "богоизбранному вождю" И.Сталину. Сзади, вместо икон, портрет Сталина.

В Январе 1945 г. состоялся и сам "поместный" Собор с участием на нем некоторых предстоятелей восточных Православных Церквей18 и др. иностранных гостей. Патриархом был утвержден Ленинградский митрополит Алексий (Симанский), бывший обновленец и соратник покойного митр. Сергия (Страгородского). Это он в проповеди перед панихидой по Сталине, служившейся (?!!) в Патриаршем соборе г. Москвы 9 Марта 1953 г., говорил: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная... и его славные деяния будут жить в веках.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь... горячей молитвой.

Вчера наша особая делегация... возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. И мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом.

И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой горячей любовью возглашаем вечную память».

Как здесь не сказать о том, что Церковь Православная возбраняет категорически молитву за безбожников и еретиков; как не вспомнить при этих словах о миллионах страдальцев за Веру Православную, с сатанинской яростию отправленных на Всероссийскую Голгофу «возлюбленным и незабвенным Вождем»... От лица всей Русской Церкви были сказаны эти предательские слова сергианствующего патриарха, но ясно, что «поклонилась дорогому праху» предтечи Антихриста лишь ее сергианская часть. Истинная Церковь-Мученица была не с ним: «...Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым. Анафематствуем вас.., заклинаем верующих чад Православной Церкви с таковыми извергами рода человеческого вступать в какое-либо общение».19 Не убоялся митр. Сергий анафемы Святого Патриарха Тихона, не убоялся и последователь его, советский патриарх Алексий (Симанский).

Но то было сказано в 1953, в 1944 же году был "поместный" Собор и были на нем некоторые восточные патриархи... Год этот ознаменовал себя пышным избранием нового предстоятеля Московской патриархии и надеждой церковного народа на возрождение канонического Православия.

За участие в Соборе и признание его «законности и каноничности» иностранные гости были щедро одарены Советским правительством и лично Сталиным. В качестве подарков гостям преподнесены дорогие облачения, расшитые золотом и украшенные драгоценными камнями. Знали ли принимавшие подарки из рук богоборцев, что все эти облачения были сняты с расстрелянных Русских Православных Архиереев? Знали ли принимавшие подарки из рук безбожников патриархи восточных Православных Церквей, митрополиты и архиепископы, какой ценой им достались эти бесценные "подарки" — кровью миллионов Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской? Знали ли они, для чегоих позвали в СССР?!

Как хитер и лукав змей сей. Как нелегко бывает отличить его "добрую" улыбку от мерзкой и богохульной гримасы. Главное было достигнуто: спектакль, задуманный, и с таким блеском осуществленный Сталиным — удался.

«Змей был хитрее из всех зверей... И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете... И увидела жена, что дерево ... приятно для глаз и вожделенно ... и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3, 1-6).

Именно благодаря участию в Соборе восточных патриархов удалось придать этой инспирированной Советским правительством акции видимость каноничности и ввести в заблуждение многих из истинно-православных катакомбных пастырей. Одним из первых признал новоизбранного патриарха катакомбный Епископ Афанасий (Сахаров), примеру которого последовала и часть духовенства, не принявшего в 1927 г. декларации митр. Сергия. Среди них был и архимандрит Черниговского Свято-Троицкого монастыря о. Лаврентий (Проскура)20.

Еще в конце 1943 г., вскоре после ареста Черниговского Епископа Симона, следуя своей излюбленной практике, сергианский Синод назначил на Черниговскую кафедру своего епископа Бориса (Вик) – бывшего советского офицера и члена партии. Не полюбили духовенство и паства нового епископа, и было за что. Это был образец истинно-советского архиерея. О делах и благоустройстве Епархии он не радел, служить не любил и часто службу сокращал, и требовал того же и от духовенства и оставил Епархию по уходе своем в разорении, а в народе память по себе и по сей день печальную. Но с пребыванием его на кафедре вынуждены были мириться, особенно же после Собора 1944 г. Еще не успела угаснуть вера в возрождение в стране канонического Православия.

Советский патриарх Алексий I (Симанский) и красный архиерей Борис (Вик) (крайний слева). Архив автора.

С первых же дней еп. Борис невзлюбил отца Лаврентия. Благочестивый, смиренный, глубоко-духовный батюшка был живым укором советскому бездуховному архиерею. Служб о. Лаврентий никогда не сокращал, как бы того не требовал и не грозил ему запрещением еп. Борис. Да и катакомбное прошлое, его исповедничество и всеобщая любовь верующего народа к о. Лаврентию были ненавистны красному владыке. Были часты случаи, когда о. Лаврентий был дерзко и кощунственно выруган еп. Борисом прямо в алтаре во время Божественной литургии.

В беседах со своими чадами отец Лаврентий называл еп. Бориса «красным архиереем», что впоследствии неожиданным образом и подтвердилось: одна из духовных чад батюшки, прибирая в комнате Бориса, обнаружила на письменном столе его партбилет.

Рассказывают, что однажды вбежала в келлию к о. Лаврентию одна послушница и, протягивая батюшке фотографии епископата Московской патриархии, радостно воскликнула: «Посмотрите, батюшка, сколько у нас теперь архиереев много», на что о. Лаврентий ответил: «Архиереев то много, да истинных только двое» и еще добавил, что «есть Апостолы, а есть Иуды» и что «архиереи и священники, нарушившие уставы и каноны Церкви, пойдут в огонь вечный, а верующие будут спасены молитвой, постом и добродетелью»21.

Отец Лаврентий, хотя сам и признал советского патриарха Алексия (Симанского), но никогда не осуждал тех Православных христиан, которые предпочли остаться на катакомбном положении и нового патриарха не приняли. Он всегда радостно и с любовью принимал их у себя в келлии, о чем есть живые свидетели. И по сей день они с уважением вспоминают об о. Лаврентии.

Архимандрит Лаврентий всегда наставлял своих чад в том, что только в Православии спасение для человека, что только Православная Церковь есть единственная истинная Церковь, от апостольских времен сохранившая в чистоте учение Христово, как и молимся мы ежедневно в Символе Веры: «верую во единую (т.е. единственную) Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». В этом убеждении он стоял твердо и отвергал всяческие компромиссы с еретиками, поступая в жизни своей по слову апостола: «Еретика, после второго и третьего вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). Всегда благодушный, смиренный, снисходительный к немощам человеческим, в этом он проявлял удивительную твердость.

Естественно поэтому, что не мог он не воспринять с особенной духовной радостью известие о прошедшем в Москве в Июле 1948 г. Совещании глав и представителей поместных Православных Церквей, на котором иерархи категорически отказались от участия в еретическом экуменическом движении и осудили за участие в нем Константинопольский патриархат, дерзко поправший канонические основы Святого Православия. В совместном определении Совещания было особо указано, что исповедуемое экуменической ересью учение «свойственно учению масонов и сектантов... и есть только старый отголосок лживой проповеди этих соблазнителей», не совместимой с учением Православной Церкви.

Отец Лаврентий, во всем следуя учению Святых отцов, поучал, что последние времена, нами переживаемые, должны завершиться воцарением Антихриста, силою Божией, после его недолгого правления, уничтоженного, а затем Суд (2 Сол. 2, 7)...

Но Антихрист сможет придти лишь в результате всемiрной апостасии, т.е. всеобщего отступления народов от Бога и от путей Божиих, когда благодать Божия отступит от людей. «Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве» (Дан. 8, 23). В личности Антихриста сосредоточится все зло во всей полноте и силе, какое только сможет воспринять и выдержать природа человека, и источником этого зла будет сам диавол: «его же есть пришествие по действу сатанину» (2 Солун. 2, 9). Будет повсеместное, жестокое и невиданное доселе гонение на Православных христиан и истинную Церковь Христову. И тогда тоже многие (большинство) иерархи и духовенство, чтобы сохранить жизнь свою, признают власть Антихриста законной и тем поклонятся ему. Но найдется та малая часть (Лк. 12, 32), которая Антихриста не примет, а скроется в пустыне (Откр. 12, 6) (катакомбах) в ожидании Светлого и Грозного Второго пришествия Христова, тайно совершая свое служение... И в этом смысле кровавое, богоборческое, жестокое избиение Православных (и попытка уничтожить полностью Православную Церковь) бесовской советской властью было лишь предзнаменованием, подготовкой, репетицией того, что давно уже «близ есть, при дверех» (Мф. 24, 33; Мрк. 13, 29; Откр. 1, 3; 22, 10)...

Но вначале Антихрист лестью и обманом подчинит себе все народы и религии мiра и провозгласит себя единым во Вселенной царем и богом. Ясно, что грядущему "мессии" нелегко будет возглавить все религии, если они будут разобщены. Именно с этой целью создано т.н. экуменическое движение с его «Всемiрным советом церквей»: где уже собраны все неправды мiра — католицизм, протестантство, буддизм, всевозможные языческие верования и т.д. и т.п. — в одну большую и единую ложь. Все вместе молятся «единому богу».

Отец Лаврентий с духовными чадами: монахиней Феоктистой (Дурицкой) (слева) и Анной Алексеевной Флеровой (справа), бывшей лечащим врачем батюшки. Снимок кон. 40-х гг. Архив автора.

Отец Лаврентий часто говорил со своими чадами о последних временах: как нужно быть бдительным. Он знал и всегда напоминал о том, что наше время — последнее — время апостасии, т.е. всеобщего и полного отступления от Христа и Церкви Его. Он предупреждал о коварствах предантихристова времени и указывал, что «приходит время, когда и недействующие храмы (закрытые) будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, но ходить христианину Православному в них нельзя будет, ибо там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа, а будет там все "сатанинское" сборище. Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет, благодати в них не будет».

Одна сестра, слушая эту беседу, спросила: «Как быть? Не хотелось бы дожить до этого времени». На что о. Лаврентий ответил: «А ты молодая, можешь и дожить».

Конечно, мы не знаем в точности, что под этими словами подразумевал отец Лаврентий. Но среди некоторых рассуждений есть одно, очень веское и убедительное своею духовною глубиною и обоснованностью, а именно, что этим преподобный Лаврентий как бы предчувствовал скорое попрание многими иерархами догматической чистоты Православия, искажение учения Церкви, т.е. отпадение в ересь.

И действительно, последовавшие после смерти батюшки события невольно подтверждают его правоту.

В Июле 1961 г. состоялся Архиерейский собор МП, на котором и произошло предчувствуемое о. Лаврентием догматическое отступление иерархов от Святоотеческого учения, и уже в Декабре 1961 г. Московская патриархия, а вскоре и другие поместные Церкви, официально вступили в экуменический «Всемiрный совет церквей». Ясно, что закончится это когда-то тем, о чем предупреждал о. Лаврентий незадолго до праведной кончины своей: «будет там все "сатанинское" сборище».

Время еще есть... Время еще есть к покаянию, но кто знает, сколь много его осталось?! И вот что писал о нашей эпохе еще в 1938 г. живший и трудившийся в одно с о. Лаврентием время богослов, протоиерей зарубежной Русской Православной Церкви Борис Молчанов в книге «Тайна беззакония и Антихрист»: «Главное бедствие эпохи пред всемiрным воцарением Антихриста будет заключаться в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, т.е. разум, который только и может ясно видеть свет Истины, станет крайне редким явлением... Другое бедствие эпохи Антихриста будет заключаться в том, что тогда уже станет невозможным никакое организованное сопротивление его власти. Тогда "не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам; и этого с тебя достаточно" (Еп. Игнатий Брянчанинов). "Будь доволен тем, — говорит старец Исаия, — что предоставлено спасаться людям, желающим спастись". Поэтому нужно бороться с надвигающимся царством тьмы теперь, когда возможность борьбы еще не отнята от нас. Всякое же уклонение от борьбы теперь, всякий хотя бы самый незначительный компромисс со злом во имя сосуществования с ним, допущенный сегодня, только еще более увеличит трудность борьбы с ним завтра. Нужно "делать дела... доколь есть день, пока не настала ночь, когда никто не может делать" (Иоанн. 9, 4; 12, 35)».

Именно такое эсхатологическое настроение было как бы главным в последний год жизни батюшки. Редкая духовная беседа с преданными ему чадами, которых батюшка не оставлял даже во время своей болезни, проходила без рассуждений и наставлений о последнем времени: как не погибнуть, как возможно спастись.

Осенью 1949 г. о. Лаврентий сильно занемог. Т. к. он уже не в силах был самостоятельно ходить на службу, к храму его подвозили на лошади. Последнюю Литургию он посетил на Свт. Николая, после чего окончательно слег и больше не поднимался. Хлеба он не вкушал уже с полгода, а питался только овощами.

Келлия о. Лаврентия в Свято-Троицком монастыре. Надпись на обороте: "16.IV.50 г." Архив автора.

Скончался батюшка 6 Января ст. ст. 1950 г., на Крещенье, в возрасте 82 лет. Только перед самой смертью открылось, что о. Лаврентий еще в 1923 г. был тайно пострижен в схиму Лаврским схиигуменом Гавриилом. Батюшка никогда и никому об этом не рассказывал, одеяния схимника не носил и всегда ходил в простеньком монашеском подрясничке и клобуке.

Схиархимандрит Лаврентий на смертном одре. Февраль 1950 г. Архив автора.

Отец Лаврентий не хотел, чтобы его хоронили в соборе, а на Православном кладбище, дабы, как он говорил, когда настанет Страшный Суд, «встречать Судию со всеми вместе». Эта воля батюшки, как и многое другое, не была исполнена.

Пять дней гроб с телом усопшего батюшки стоял посредине храма на возвышенном месте. Служились вечером парастасы, утром — заупокойные литургии и торжественные панихиды при многочисленном стечении народа. Ярко горели свечи вокруг дубового гроба, который батюшка приготовил себе еще при жизни.

После отпевания гроб был перенесен в храм-усыпальницу и помещен там на 40 дней. Двадцать дней он стоял открытым, а остальные двадцать был закрыт крышкой гроба. Ежедневно служились панихиды, и всегда было очень много народу. После 40 дней гроб был торжественно опущен в специально вымурованную гробницу в усыпальнице Свято-Троицкого собора и заложен большой бетонной плитой.

Это было 20 Февраля 1950 года.

***

 «Архиереи и священники, нарушившие уставы и каноны Церкви, пойдут в огонь вечный, а верующие будут спасены молитвой, постом и добродетелью», — часто повторял батюшка.

Непобедимость земной, воинствующей Церкви (по учению святых отцов) не в том, что Ее иерархи никогда не заблуждаются и не отступают. По немощи человеческой случается разное... Так и Петр апостол трижды отрекся но, покаявшись, всю Вселенную в Православие обратил и мученичество за Христа принял. Непобедимость воинствующей Церкви земной, жизненность и сила Ее в том, что Она, в лице соборной полноты Своей — иерархии, духовенства и мiрян (но в первую очередь, конечно, иерархии и духовенства), ошибки Свои сознает, их исправляет и в них кается.

Мы поведали эти радостные, но во многом и печальные страницы истории нашей Матери Русской Церкви в твердом убеждении в то, что правда Божия превыше всего (Пс. 110, 3). Православному христианину вменяется в обязанность знать: что было в истории его Церкви и Отечества и как это было.

Нам скажут: это уже в прошлом... Но настоящего не бывает без прошлого, а главное — не бывает будущего без честного осмысления прошлого. Не там ли наши сегодняшние беды и ненастья? «Ведь жизнь не может остановиться», — предупреждал и митрополита Сергия и всех нас Священномученик Дамаскин Нежинский. Каким будет наше будущее — зависит только от нас!

Но есть ли будущее у всех нас: у нашего народа, у нашей Русской Церкви, у нашего земного Отечества? Возродится ли Святая Русь?

Нет! — если не будет покаяния у каждого из нас — от патриарха до мiрянина, в грехах прошлого (да и настоящего тоже). «Если не будет покаяния у Русского народа — конец мiра близок» (Св. прав. о. Иоанн Кронштадский).

Да! — если будет открытое, честное, без самооправданий, покаяние в нашем отступлении от Христа.

Ведь «молчанием предается Бог» (Свт. Григорий Богослов), «правда же спасет от смерти» (Пр. 11, 4).

 

В уповании на будущее покаяние и составлен этот труд.

«... возрождение веры и благочестия на родине, о котором теперь говорят и которого многие желают, должно начаться с духовного обновления нас самих, с покаяния и с очищения нас от греховной нечистоты и самооправдания. Чистые сердцем Бога узрят, т.е. чтобы познать Бога и жить в Нем, необходимо очистить мысли, чувства и саму жизнь.

Таким очищением себя положим начало некоторому предсоборному взаимопониманию, уяснению ошибок и отклонений от Истины». «Зная, что русский народ может найти духовную опору только в неповрежденной и чистой святоотеческой Православной Церкви, мы желаем в плодотворном и критическом обсуждении сделать свой вклад в подготовительный процесс к свободному покаянному Всероссийскому Собору... Такой Собор должен вести к победе чистого Православия и врученной нам нашими Отцами Истины над всеми темными силами, ополчившимися на нашу Церковь и наш многострадальный народ в этом столетии. Не громкими заявлениями, а кропотливой и терпеливой, а может быть даже долгой работой, мы должны подготовить путь к Всероссийскому Собору, в котором могут участвовать только здоровые силы, обладающие способностью отличать Истину от лжи. Тогда лишь, с Божией помощью, он сможет послужить основой для восстановления на Руси истинного Православия...».22

 

«Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его... итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иерем. 18, 7-11).


Просмотров: 219 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0