К проблеме возникновения и деятельности Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) обращалось узкий круг специалистов, в основном приобщенных к изучению истории Церкви периода 1920-1930-х годов и историко-религиозной проблематике советской эпохи. Поэтому достаточно нерепрезентативным является историографический задел указанного дискурса. Конференция, организованная в Чернигове в ноябре 2011 года, способствовала активизации исследовательского интереса к затронутой проблеме.
Целью предлагаемой разведки является выразительности основных тенденций и направлений развития современной (преимущественно украинский) историографии истории ИПЦ части периода 1920-1930-х годов. Собственно речь идет о первой попытке обобщения историографии проблемы. При этом основное внимание уделено принципиальным концептуально важным подходам к осмыслению этой проблемы, сложившиеся от времени сногсшибательных изменений как в измерении геополитическом, так и в методологическом (с 1990-х до 2011-х годов).
Епископ Иов после окончания следствия был переведен из Вишерлага в Белбалткомбинат. В начале сентября 1937 года был арестован в лагере, 9 сентября приговорен к ВМН и 15 сентября расстрелян в лесу под Медвежьегорском.
* * *
12 февраля 1931 года из Пермского окружного отдела ОГПУ в Ижевск пришло сообщение от начальника оперсектора о том, что 14 января епископ Синезий (Зарубин) (В миру Сергей Григорьевич Зарубин. – прим. Авт.) с шестью единомышленниками (Священник Иван Тархеев, протодиакон Семен Тимофеев, диакон Григорий Остроумов, послушник и две монахини. – прим. Авт.) прибыл в село Большое Сосново (Разрешение на приезд в село было только у епископа Синезия. – прим. Авт.) Уральской области и здесь «епископ Синезий без разрешения устроил на квартире Сокурова Ив
... Читать дальше »
3 ноября 1929 года в селе Большая Соснова Пермской области были арестованы священник местной церкви Александр Никулин и диакон Михаил Кузовлев. В тот же день в местной газете «Райколхозник Старой Сосновы» была напечатана статья, в которой автор утверждал, что«сосновские попы сколотили свой коллектив, который ведет большую агитацию против коллективизации». Статья завершалась призывом:«Беднота и середняки Большой Сосновы! Не верьте этой банде».
Иерей Александр до 1925 года служил диаконом в церкви в Перми, затем был направлен на служение в церковь села Большая Соснова. После выхода известной Декларации собирал прихожан на беседу в дом Ивана Вахрушева и в присутствии сорока верующих иерей Александр объяснял причины неприятия епископом Виктором (Островидовым) политики митрополита Сергия, завершив беседу так: «Нужно, граждане, держаться подал
... Читать дальше »